Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая психология
Группа 22П1710в
Студент
С. В. Соцкая
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»
1. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.)
Слуховые ощущения
Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны и различаются по высоте, силе (интенсивности) и тембру.
Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Сила слуховых ощущений называется субъективной громкостью (от 0 до 140 дБ). Громкость связана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.
Тембр звука (набор гармоник) – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.
Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 Гц. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 – ультразвуком.
В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражения.
Некоторые авторы выделяют еще две характеристики звука: фазу (субъективная длительность) и пространственность (локализация звука в пространстве). Отмечаются и такие характеристики звука, как объемность, плотность и яркость, которые можно считать следствием определенного взаимодействия оценок уже названных его параметров.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека.
В вопросах восприятия движения и времени накоплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов.
Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объекта, являются скорость, траектория, направление, ускорение движения и др.
По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции:
Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения.
Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта (представители гештальтпсихологии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания фи-феноменом).
Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность восприятия движения, оставляют без объяснения многие тонкие детали.
В формирование образа движущегося объекта включены факторы:
- предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение;
- специальные типы мозговых клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения;
- сигналы обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта.
Относительно последнего фактора следует отметить, что он не является решающим. Это подтверждается тем, что:
- человек способен воспринимать движения двух объектов, перемещающихся в противоположных направлениях, но глаза не могут сопровождать их одновременно;
- восприятие движения может возникать и при его отсутствии в виде так называемого стробоскопического эффекта, при котором соседние неподвижные объекты освещаются проблесковым светом (так, если в гирлянде лампочек осуществлять поочередное их включение и выключение через интервал от 30 до 200 мс, то создается картина перемещающейся световой точки);
- движущимся кажется тот неподвижный объект, который воспринимается фигурой на движущемся относительно его фоне — это так называемый эффект индуцированного движения (так, на фоне движущихся облаков неподвижная луна воспринимается как перемещающаяся);
- перемещение изображений объекта на сетчатке глаза не является признаком движения этого объекта (при ходьбе по узкому коридору изображения дверей кабинетов перемещаются на сетчатке, однако это не соответствует действительности, так как двери остаются неподвижными).
Движущиеся объекты лучше воспринимаются боковым зрением.
Характеристика восприятия движения
Форма движения
Прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д.
Характер движения
Сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д.
Направление движения
Направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д.
Скорость движения
Быстрая или медленная и т. д.
Ускорение движения
Равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д
Амплитуда движения
Полная, неполная, широкая. ограниченная и т. д.
Продолжительность движения
Краткое, длительное и т. д.
Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
4. Закон Стивенса.
Густав Фехнер в XIX в. разработал психофизическую шкалу ощущений, основанную на дифференциальном пороге и константе Вебера. Спустя примерно сто лет в период 40—60 гг. XX в. американский психолог Стэнли С. Стивенс разработал другую психофизическую шкалу, основанную на иных допущениях. Стивенс не согласился с Фехнером, что человек не может непосредственно оценивать силу своих ощущений. Стивенс предполагал, что человек может определять свои ощущения либо присваивая им какое-то число либо на основании расстояний или отношений между ощущениями. В силу этого психофизику Фехнера называют объективной и косвенной, а психофизику Стивенса — субъективной и прямой.
Таким образом, Стивенс утверждал, что возможна непосредственная оценка ощущений, для этого нужно лишь использовать определенные методы, позволяющие наблюдателям «переводить» свои ощущения на язык чисел. Стивенс пересмотрел основу закона Фехнера и разработал четыре метода, при помощи которых можно напрямую оценивать ощущения:
1) метод оценки отношений, испытуемому предъявляются два стимула, его задача состоит в том, чтобы оценить, во сколько раз один стимул больше или меньше другого;
2) метод установления отношений, испытуемому предъявляется стимул и предоставляется набор стандартных стимулов разной интенсивности (по какому-то одному сенсорному качеству, например, по весу), задача испытуемого состоит в том, чтобы из предоставленного набора выбрать такой стимул, чтобы он вызывал ощущение в несколько раз слабее или сильнее, чем то, которое вызвал первый стимул;
3) метод оценки величины: испытуемому предъявляется стимул, его задача оцепить величину ощущения в единицах эталона;
4) метод установления величины, испытуемому предлагается подобрать стимул, который бы вызывал ощущение определенной, указанной экспериментатором, силы.
Задание №1
Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | 1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы. 2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания. 3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств). | |
Отличия | 1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. 2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). 3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. | 1. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств. 2. В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться. 3. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей. |
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
ОТВЕТ:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Ответ: Адаптация.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Ответ: Синестезия.
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
Ответ: Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Ответ: Компенсаторная сенсибилизация.
Задание №3
Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. | Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности. |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. | Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. |
Структурность | Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. | Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью. |
Константность | Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. | Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире. |
Апперцепция | Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. | Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия. |
Осмысленность | Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. | Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления. |
Активность (избирательность) | Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). | Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направлено на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направлено на собеседников. |