ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика дошкольного образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Александра Алексеевна Санталова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1901б | |
| | |
Преподаватель | Е.А.Сидякина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 2
Раздел 1.Теоретические основы экологического развития дошкольников
Тема 1.4. Содержание экологического образования дошкольников
Задание
Заполнить сравнительную таблицу парциальных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите материал электронного учебника по теме «Содержание экологического образования дошкольников».
2.Заполните сравнительную таблицу «Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста».
Парциальные программы по экологическому образованию
детей дошкольного возраста
№ п/п | Название программы | Автор (ы) программы | Цели и задачи | Структура программы | Результаты освоения программы | Достоинства и недостатки программы |
1 | «Мы» | Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова | Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников. Задачи: · развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. | Программа «Я—Ты—Мы» состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». | экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. | |
2 | «Мы – земляне» | А. Вересова | Задачи программы: · обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых - позиция землянина; · творческое самовыражение ребенка и педагога; · развитие способностей ребенка; · обогащение детей знаниями. | В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный). | | |
3 | «Паутинка» | Ж.Л. Васякина | Цели программы формировать у детей основы планетарного мышления ; воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Задачи программы Развитие экологических представлений строящихся на принципе центрирования Содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий | Программа составлена по возрастным группам, охватывает три ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста: младший дошкольный возраст — от 3—4 лет ( 2-я младшая группа); средний дошкольный возраст — от 4—5 (средняя группа); старший дошкольный возраст от 5—7 лет ( старшая и подготовительная к школе группы) | У детей формируется целостная система знаний об окружающем мире | Плюсы программы «Паутинка» Минусы программы «Паутинка» Брать как за основу данную программу не рекомендуется, а только в комплексе с другими парциальными программами по другим образовательным областям |
4 | «Семицветик» | Ашиков В.И., Ашикова С.Г. | Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широко¬го кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Задачи:развивать восприятие красоты;заложить этические и нравственные основы;расширять сознание и кругозор;раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал; формировать основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. | Программа «Семицветик» рассчитана на детей от 3 до 7 лет. В программе приводится план работы по годам. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки. Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». В тему «Природа» входит все, что относится к проявлениям природы на нашей планете: четыре царства природы (минеральное, растительное, животное и человеческое) и четыре стихии (земля, воздух, огонь и вода), а также все, что существует вне Земли, т.е. в ближнем и дальнем космическом пространстве. Природу с большой буквы мы будем рассматривать как все сущее, Вселенную, а природу с малой буквы — как проявление Природы на нашей планете Земля. Тема «Человек» рассматривается с позиции высоких духовно-нравственных качеств, которые достойны звания Человека с большой буквы, а также всего прекрасного и общеполезного, что человек создал, создает и может создать в будущем. | Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. | Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. |
5 | «Наш дом природа» | Наталья Александровна Рыжова | Основная цель программы «Наш дом - природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. | Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту. | Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее. | У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. |
6 | «Юный эколог» | С. Н. Николаевой | Цель: формирование у детей интереса и любви к природе, творческого применения в повседневной жизни полученных знаний. Задачи: 1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. 2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи. 3. Формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность. | В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. | Здесь особая роль у родителей. Предлагаю некоторые советы и пожелания родителям, которые помогут им в воспитании у ребенка любви, привязанности и бережного отношения к Природе. | |
7 | «Планета – наш дом» | И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская | Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы. | Программа включает восемь тем («Земля — планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия. | | |