ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2021
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
Правовая информатика.
Практическое пособие в библиотеке (Просвирнин).
тест из 15 вопросов, надо набрать 6.
1946 –первый комп, 1948 – первая программа (работа) связанная с юриспруденцией.
Кибернетика и информатика разделились в 1985 г. по предложению Виноградова.
Информационные отношения начали регулироваться в 50-х гг. начали говорить об автоматизации, затем компьютеризация и информатизация. Законодательство было специфическое. Основное место – идеологические, 2) – постановление и указы министерств и ведомств, 3) носили закрытый характер.
Сначала 90-х годов началось законодательство. Закон о средствах массовой информации, о топологии микросхем и др.
Информационное общество: предмет труда – информация, средства труда – информационные технологии.
1993 – закон о гос тайне
1994 – патентный закон.
1995 – закон об информации и информатизации (в 2007г. новый закон).
По существу начало формироваться информационное общество.
с 2000 информационное законодательство стало отраслью права (новый классификатор от президента).
проф. Капылов и … предложили концепцию информационного права.
Правовая информатика – изучение, внедрение…
Правовая информатика – это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения и использования социально-правовой информации, информационные процессы и технологии в правовой системе общества на основе современных средств и методов её автоматизированной обработки и передачи.
Причины появления правовой информатики:
-
необходимость информатизации информационных потоков в сфере правового регулирования.
-
появление ЭВМ и широкое распространение ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
-
усложнение правового регулирования общественных процессов и необходимость повышения эффективности деятельности юристов.
-
развитие методологии правоведения, появление новых методов исследования правовых процессов.
-
необходимость разработки методов и средств борьбы с компьютерными правонарушениями.
Основные направления развития:
-
разработка АС для гос органов и органов местного самоуправления.
-
Организация учета нормативных актов.
-
автоматизация обработки правовой информации
-
создание различных информационных систем и технологий для конкретных органов организаций
-
использование телекоммуникационных сетей.
-
применение вычислительной техники в подготовки кадров
-
разработка алгоритмов и программ для гос органов и ОМС (электронный документооборот, по расследованию преступлений и т.п.).
Информационная сфера подразделяется на следующие предметные области:
-
создание и распространение исходной и производной информации
-
формирование информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации)
-
создание и применение ИС и ИТ
-
защита информации и прав субъектов участвующих в информационных процессах и обмене информации.
Информационное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Т. о. предмет информационного прав – это общественные отношения в сфере обращения информации.
Информационное право состоит из институтов (регулирующих отдельные виды отношений):
-
общие положения
-
управление в сфере информатизации и информации
-
информационные ресурсы и пользование ими
-
информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
-
средства массовой информации
-
реклама
-
информационная безопасность, защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Основная задача – построение информационного пространства. Окенавская хартия информационного общества.
1995г. – концепция создания единого информационного пространства в стране. сейчас можно сказать, что оно создано, но проблем хватает.
2008г. – закон об информационно доступности (открытости) судов.
Закон общественного развития – со вступлением стран в информационное общество развитие происходит по экспоненте.
компоненты единого информационного пространства:
-
средства информационного взаимодействия граждан и организаций
-
информационные ресурсы
-
организационные структуры, обеспечивающие функционирование пространства.
Информация – основополагающая категория нашего бытия, наряду с энергией и материей.
Информация – это сведения (данные, сообщения) независимо от формы их представления.
Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или её материальный носитель.
Электронный документ – это электронное сообщение, подписанное электронной подписью или аналогом собственноручной подписи.
Классификация правовой информации осуществляется по критериям:
-
в зависимости от порядка от предоставления и распространения:
-
свободно распространяемая
-
подлежащая предоставлению или распространению
-
предоставляемая по соглашению лиц
-
распространение которой ограничивается или запрещается.
-
-
в зависимости от категории доступа:
-
общедоступная
-
ограниченная (существует 28 категорий тайной информации: личная, государственная, семейная, банковская и т.п.)
-
К следующей информации не может быть ограничен доступ:
1. нормативно-правовым актам, затрагивающим права и свободы граждан.
2. устанавливающим правовое положение организаций, полномочия и информацию о деятельности гос органов и ОМС, а также об использовании бюджетных средств.
3. информация о состоянии окружающей среды.
Информация, предоставляемая в обязательном порядке (перечень видов такой инф. устанавливается федеральными законами).
Информация, которая предоставляется бесплатно:
-
о деятельности гос органов и ОМС, размещённая ими в информационно-телекоммуникационных сетях
-
затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица.
-
по форме представления:
-
вербальная (устная)
-
буквенно-знаковая.
-
цифровая
-
графическая
-
иконическая
-
-
способы передачи
-
телефонная
-
телеграфная
-
телетайп
-
почтовая
-
компьютерная
-
передаваемая лично
-
-
по физической природе:
-
обанятильная
-
осязательная
-
слуховая
-
зрительная
-
вкусовая
-
Основная проблема автоматизации информации – перевод информации в машинную. Существуют 3 способа, метода.
Методы подготовки правовой информации к машинной обработки – это формализация, метризация и кодирование.
Формализация – это выявление и уточнение содержания правового явления через рассмотрение и фиксацию его формы и оперирование с нею.
Метризация – это описание объекта с совокупностью числовых характеристик. 2 вида: подсчёт(используют натуральные числа) и измерение (когда используют единицы меры кг, м, см, км и т.п.).
Кодирование – это замена каких-либо данных с сокращёнными условными обозначениями. Методы:
-
ручной – в виде карточек и других форм типовых документов.
-
механизированный – это координатные сетки, точечное и .. кодирование
-
автоматизированные.
Поисковые образы запроса и документа:
-
библиографическое описание (наименование документа и орган его принявший, автор, дата).
-
аннотация
-
реферат
-
текст
Использование классификаторов (классификатор – это систематизированный свод наименований и кодов классификационных документов. к законодательным актам применяется классификатор правовых актов. к научной литературе – универсальный десятичный (УДК) и библиотечно-биографичный (ББК).
ИПС (информационная поисковая система) – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. По способам поиска ИПС подразделяются:
-
ручные – каталоги в библиотеке (по тематике и др.)
-
механизированная – используются механические устройства
-
автоматизированная (АИПС) – это система, реализующая хранение и поск и выдачу информации на базе использования ЭВМ как совокупности языково-алгоритмических и технических средств.
Все АИПС по характеру информационных запросов и объекту поиска подразделяются на фактографические и документальные. В своём развитии фактографические прошли этапы:
1)информационно-справочные.
2) информационно-логические (в них осуществляется алгоритмическое решение задач по синтезу новых сведений, находящихся в массиве этой системы в неявной форме.
3) экспертные системы – это системы искусственного интеллекта, которые могут обрабатывать и получать новые знания. они оперируют фреймами и могут оперировать суждениями.
Отличие информационно-логической от экспертной заключается в характере решаемых задач.
Документальные АИПС предназначены для описания документов и выполняют 2 функции: 1) избирательное распределение информации (подписка, т.е. при избирательном распределении информации система настраивается) и 2) справочный (ретроспективный поиск).
Общение пользователя и АИПС происходит на информационно-поисковом языке (предназначен для записи и поиска семантической информации. он состоит из ключевых слов и дескрипторов).
Ключевое слово – это лексическая единица, которая описывает языковую конструкцию выбираемую из текста.
Дескриптор – словарная единица, выраженная словом или словосочетанием, несущим общую смысловую нагрузку и связанное с другими словами логическими или семантическими связями. Ключевые слова и дескрипторы включаются в словарь (тезаурус).
Этапы развития АИПС:
1) 1961г. – первое испытание прообраза АИПС под руководством Киримова.
2) создание рабочих АИПС – «Право-1» в НИИ судебной экспертизы 1972г., «Хронология» 1975 г. при правительстве Эстонской ССР.
3) 1980-е широкое внедрение АИПС в практику работы министерств и ведомств, самая большая среди них «законодательство минюста СССР».
4) 1 особенность – создание АИПС на базе ПВМ (PC) – «Союз» внедрена в 1989г.
2 особенность – Разделение АИПС на государственные (Эталон, Система) и коммерческие (ЮСИС, Гарант, Консультант плюс, Референт, Кодекс, Ваше право и др.)
3 особенность – появление АИПС на базе компакт-дисков.
5) появление сетевых АИПС – 1981г. – «ОГАСПИ» (общегосударственная автоматизированная система правовой информации) – неудачная попытка, «РАСИПО» (российская автоматизированная система правового обеспечения). 5 уровней «РАСИПО»:
1. высшие органы гос власти
2. центральные органы федеральной исполнительной власти
3. государственные органы власти субъектов РФ
4. региональные органы власти и органы местного самоуправления
5. отдельные предприятия и организации.
Официальный портал правовой информации.
20/03/12
Определяющие факторы информатизации правоохранительных органов:
-
быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию правонарушений, в том числе преступлений.
-
Рациональное использование сил и средств юристов.
-
Необходимость согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.
-
Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.
-
Повышение качества планирования и принятия решений.
В 60-х начали внедряться информационные системы. Сначала в милиции (МВД). АСИО – автоматизированная система информационного обеспечения.
АСУ – автоматизированная система управления.
Виды АСУ:
В зависимости от территориальных масштабов:
-
Общегосударственные
-
Отраслевые
-
Региональные
-
Локальные (корпоративные).
Их основами деятельности:
-
Информационные
-
Организационные
-
Математические (комплексы программ)
-
Технические (вычислительные системы)
-
Правовые (совокупность правовых актов, регулирующих деятельность).
Государственные АСУ: Выборы, Правосудие, Персона.
В правоохранительных органах:
Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения «Юстиция». АСИО – прокуратура.
Информационно-вычислительная система МВД
Структура АСИО:
-
Центральная ИВС – ген прокуратура
-
Региональные ИВС – прокуратура
-
ЛВС – гор-рай и приравненных к ним прокуратур.
-
Автономно-функционирующие АРМ (автоматизированные рабочие места) – сотрудников прокуратуры.
В АСИО прокуратуры имеются комплексы задач. Основные из них следующие: криминалистические учёты, судебные экспертизы, Надзор и другие.
ИВС МВД – структурно она состоит из территориальных и главного ИВЦ. (информационно-вычислительного центра). Подсистемы: Антитеррор, Кредит, Окрестность, Оружие, уголовная статистика и др.
ГАС Правосудие – структура: Областные и равные им суды, военные суды и районные городские суды. Автоматизированные подсистемы: административное управление, судебное делопроизводство и статистика, банк судебных решений или судебных практик, Видео-конференц связь. Функционально-технологические подсистемы: информационно-справочные, отображение информации коллективного пользования, система обеспечения безопасности информации, интернет-портал ГАС Правосудие.
ГАС Выборы – структура: КСА (комплексы средств автоматизации) и распределяется по областным, районным, территориальным и участковым избирательным комиссиям. Функциональные комплексы задач:
-
Учёт избирателей
-
Избирательные процессы (планирование, территория, кандидат\депутат, итоги).
-
Подготовка картографических данных
-
Учёт и контроль использования избирательных фондов.
ГАС Персона – Подсистемы:
-
Паспортно-визовой информации
-
Регистрации актов гражданского состояния
-
Учёт военнообязанных
-
Учёт налогоплательщиков
-
Учёт граждан имеющих социальные льготы
-
Др.
Направления информатики для расскрытия преступлений
1) разработка алгоритмов и программ
2) создание интегрированных банков данных
3) создание информационно-вычислительных систем
4) создание автоматизированных рабочих мест
2направление - интегрированные банки данных
на локальном уровне - о зарегистрированных событиях и фактах локального характера, о правонарушителях и преступниках, о предметах посягательства и орудиях преступлений, и др. информация
на региональном уровне - о лицах, проходящих по материаллам и делам оперативного учёта, а также по уголовным делам. о лицах осцжденных за совершение преступлений, разыскиваемых лицах, без вести пропавших, неопознанных трупах, о лицах, состоящих под административным надзором, о лицах, совершивших адм. правонарушения. о лицах отбывших наказание. осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.
на федеральном уровне:
1)по фамильная и дактолоскопическая картотеки осуждённых и подучетных лиц