Файл: работа с горем и утратой(на материале психологического консультирования населения линии разграничения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«
РАБОТА С ГОРЕМ И УТРАТОЙ»
(на материале психологического консультирования
населения линии разграничения)
Епихина Наталья Юрьевна,
старший преподаватель кафедры психологии Луганского государственного педагогического университета
Луганск, 2023г.
Горе - реакция на утрату значимого объекта,
части идентичности или ожидаемого будущего.
Реакция горя
- это нормальная реакция человека на любую значимую потерю.
Процесс горевания
называется работой горя.
Работа горя
– это огромный душевный труд по переработке трагических событий.
Основная задача работы горя
– не забыть (передать забвению), а сохранить память о дорогом человеке, при этом выстроив новые отношения с миром, в котором этого человека уже нет
Синдром утраты
Синдром утраты
(иногда его принято называть
«острое горе»)
–
это сильные эмоции,
переживаемые в результате утраты близкого,
любимого человека. Утрата может быть временной
(разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической
(
Изард, 1999).
Горе
– это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни.
Горе утраты как процесс
Стадии и задачи горя
Горе утраты характеризуется
следующими проявлениями (Моховиков, 2001):
1.
Физические страдания
2.
Поглощенность образом утраченного
3.
Чувство вины
4.
Враждебные реакции
5.
Утрата прежних моделей поведения
6.
Идентификация с утратой
Задачи горя
Цель «работы
горя»
состоит в том, чтобы
«пережить»
его, стать независимым от утраты,
приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.
❑
Принять реальность потери и разумом и чувствами
❑
Пережить боль потери
❑
Найти новое место в мире, где уже есть принятие факта потери
❑
Включиться в новые аспекты жизни.
❑
Выстроить новое отношение к
умершему,
продолжать жить
Критические периоды времени
❑
Первые 48 часов
- шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее
❑
Первая неделя
- ощущение "упадка" и эмоционального и/или физического истощения
❑
2
– 5 недели
- преобладает чувство покинутости как семьей, так и друзьями, но могут появляться ощущения, что все не так плохо и жизнь продолжается.
❑
6-
12 недель
- осознается реальность потери, человек чувствует утрату и плохо контролирует себя
❑
6 месяцев
- начало депрессии
❑
12 месяцев
- первая годовщина смерти может быть либо травмирующей, либо переломной, в зависимости от последствий пережитых за год страданий
❑
18-
24 месяца
- происходит "эмоциональное прощание" с умершим
Стадии горя по Э.Кюблер-Росс
[Kübler-Ross, 1969]
1. Шок
(примерно 7-9 дней, обычен в начальных стадиях, следующих за утратой).
2. Отрицание
( 6-
7 недель, неприятие трудного факта, протест или злоба по отношению к смерти).
3. Злоба
(возникает тогда, когда стихает первый шок).
Примерно через 3-4 месяца повышается раздражительность, проявляется вербальная и физическая агрессия, растут соматические проблемы.
4. Торг (сделка
) состояние и действия, в результате совершения которых, как думают люди, что-то может измениться. Длится примерно год.
5. Депрессия
(сожаление о своих плохих поступках)
6. Принятие смирение
с фактом утраты
[Kübler-Ross, 1969]
этапы психологического сопровождения
на разных стадиях горевания
Стадии горя :
шок (отрицание)
Как помочь:
➢
Быть рядом.
➢
Поддерживать разговоры о потере.
➢
Помочь осознать потерю, например, дать прикоснуться к телу умершего или к могиле. В случае болезни — посмотреть на лист с диагнозом. При расставании — прочитать сообщение, в котором сообщалось о нем. Нужно действовать по ситуации.
➢
Тактично напоминать, что это нельзя исправить.
➢
Быть терпеливым и дать человеку время на осознание.
➢
Цель поддержки — помочь человеку осознать потерю. Помощь при горевании не может включать фразы вроде «Соберись!»,
«Хватит об этом говорить!». Позвольте горюющему говорить о случившемся, но не поддерживайте его иллюзий, не давайте советов и рекомендаций.
Стадии горя: гнев
(чувство вины)
Как помочь на стадии горевания:
➢
Много разговаривать и слушать.
➢
Поддерживать выражение чувств экологичным способом — плач, крик, спорт, письма, помощь другим.
➢
Помочь проанализировать случившееся, найти причины и следствия, виновников, если они есть.
➢
Цель поддержки — защитить человека и окружающих от него самого, но при этом помочь выразить чувства экологичным способом.
Стадии горя: торг
Как помочь:
➢
Помочь человеку увидеть его долю ответственности, если она есть, но не уходить в самообвинение.
➢
Помочь увидеть долю ответственности других людей и обстоятельств.
➢
Объяснить человеку, что он достоин жить дальше и быть счастливым.
➢
Поощрять мысли о необратимости ситуации.
➢
Цель поддержки — помочь осознать необратимость случившегося. Нельзя поддерживать человека в идеях самонаказания или искупления вины, если он винит себя и в чем-то ограничивает себя или принуждает к чему-то.
Стадии горя: депрессия
Как помочь:
➢
Разделить боль.
➢
Попросить близких пострадавшего в этот период поддерживать его материально, морально, физически, например, помочь в быту.
➢
Найти среди близких того, кто сможет стать посредником между горюющим и миром.
➢
Поощрять проговаривание чувств и эмоций, помочь выразить их через творчество.
➢
Цель работы с гореванием — поддержать, защитить от ухода в клиническую депрессию и суицида.
Стадии горя: принятие
Как помочь:
➢
Порекомендовать постепенно возвращаться к обычной жизни — брать больше бытовых обязанностей, рабочих задач и т. д.
➢
Помочь найти новые цели и смыслы или вернуться к старым начинаниям.
➢
Помочь найти то, что интересно и хочется узнать, попробовать.
➢
Не торопить, но и не слишком опекать.
➢
Цель поддержки — помочь наполниться ресурсом.
Задачи утраты
(концепция Дж.Вордена)
❑
Первая задача
-
признание факта потери.
❑
Вторая задача -
пережить боль потери.
❑
Третья задача -
организация окружения,
где ощущается отсутствие усопшего.
❑
Четвертая, задача -
выстроить новое
отношение к умершему и продолжать
жить.
Задача психолога - помочь в реализации
задач
Вторая задача - пережить боль потери.
Выполнение этой задачи часто осложняется окружающими.
Избегание выполнения этой задачи
достигается разными способами:
▪
отрицание наличия боли или других мучительных чувств;
▪
избегание тяжелых мыслей;
▪
избегание всяческих воспоминаний о покойном (алкоголь /наркотики непрерывная работа с большим напряжение
Третья задача - организация окружения
Организация жизни на новый лад, без участия умершего: налаживание быта, формирование нового уклада жизни, приобретение горюющим новых навыков, не «инвалидизировать» его.
Вопросы
➢
Что клиент потерял?
➢
Как это восполнить?
Четвертая, задача - выстроить новое
отношение к умершему и продолжать жить
Итог –
не забвение, а перестройка эмоций.
Могут мешать иррациональные установки:
«если я перестану горевать, я предам его» «вдруг я полюблю снова, и мне снова придется пройти через потерю» «как ты могла найти замену папе?»
«любовь приходит один раз в жизни. И у меня она уже была», «что скажут люди, если увидят, что я счастлива?»
ПОМОЩЬ НА СТАДИИ ШОКА
➢
присутствовать рядом
➢
не оставлять человека одного, заботиться о нем
➢
выражать свою заботу и внимание через прикосновения, если это уместно
ПОМОЩЬ НА СТАДИИ ОСТРОГО ГОРЯ
➢
побуждать к разговору об умершем, спрашивать, слушать воспоминания
➢
создать атмосферу присутствия и понимания
➢
в случае внезапной смерти неоднократно обсуждать все мельчайшие детали
➢
дать возможность выплакаться, не стараясь утешать
➢
постепенно приобщать скорбящего к повседневной деятельности
ПОМОЩЬ НА СТАДИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
➢
помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее.
➢
помощь профессионала нужна если горе приобрело патологический характер, или когда велик риск, что оно может стать таковым.
В этом случае используется весь комплекс методов, пригодных для кризисной помощи, терапии психологических травм и посттравматического стресса
Этапы индивидуальной беседы
➢
Начальный этап
- установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений
“сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться).
➢
Второй этап
- установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.
➢
Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации..
➢
Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка
ПРИ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ
ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ КЛЮЧЕВЫЕ
МОМЕНТЫ:
➢
слушать, принимая, а не осуждая
➢
сделать так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь выразить свое горе
➢
принимать чувства и страхи человека серьезно
➢
быть готовым, что некоторые люди могут злиться на вас
➢
дать время для того, чтобы появилось доверие: пока его нет, клиент не способен делиться с вами своими переживаниями
➢
дать надежду, подбодрить клиента тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя
➢
соблюдать уместную дистанцию, чтобы сохранять профессиональную позицию
➢
не пытаться устранить боль
➢
побуждать к разговору об умершем и выражению чувств
➢
давать человеку информацию о том, что «нормально» в состоянии гор
Если реакция утраты подавляется или
искажена, имеет смысл:
➢
побуждать к выражению и осознанию чувств;
➢
прорабатывать проблемы, созданные отношением сильной зависимости;
➢
обращать внимание на двойственные отношения между умершим и горюющим человеком;
➢
прорабатывать чувство вины у горюющего;
➢
найти незаконченные дела между умершим и горюющим
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
«...конечность должна являться тем, что придает
человеческому существованию смысл, а не тем, что
лишает его этого смысла. Перед лицом смерти, как
абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в
будущем, и как предела наших возможностей, мы
обязаны максимально использовать отведенное нам
время жизни, мы не имеем права упускать ни одной из
возможностей, сумма которых в результате сделает
нашу жизнь действительно полной смысла»
Виктор Франкл,
«Человек в поисках смысла»