Файл: Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям, как потребность воспитанного человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям, как потребность воспитанного человека.
Цель: - сформировать у воспитанников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это, прежде всего, простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи: - формирование культуры общение воспитанников с друзьями, родственниками, педагогами, взрослыми;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитие способностей воспитанников соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
-создание благоприятного нравственно- психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;
- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает и отражает свой истинный облик». Гёте И.В.
Воспитатель:
- Ребята, мы начнем с вами большой разговор о воспитанности.
Почему надо стремиться быть воспитанным человеком? (Чтобы людям легко и приятно было с тобой.)
- Что лежит в основе воспитанности как качества личности? (Отношение уважения и доброжелательности к людям)
- А как вы считаете, что в первую очередь отличает воспитанного человека? (Вежливость)
- В чем же проявляется вежливость?
Ответы детей воспитатель группирует по следующим признакам: слова, поступки, внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. В выводах подчеркивает, что воспитанность человека характеризует определенные признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже.
- До XVI века «вежа» означало знаток, тот, кто знает правила приличия, общепринятые нормы выражения доброго отношения к людям.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные, а любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.
Какие наиболее важные нравственные качества хотелось бы вам видеть в людях?
Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Тактичность – умение понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, как сказываются на других ваши слова и поступки.
Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Общительность – в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у людей культуры взаимоотношений. Общительный человек быстрее находит место в коллективе.
Разбор ситуаций.
На переднем сидении автобуса, у окна расположилась молодая, с тонкими чертами лица, женщина, изысканно одетая. На коленях у нее лежал ребенок. Она с трогательной заботливостью поправляла ослепительные кружева, поминутно заглядывала в лицо своему малышу, и нельзя было не залюбоваться этим юным, красивым, каким-то особо интеллигентным материнством. На очередной остановке молодая мать поднялась, чтобы выйти, но ее пожилая соседка замешкалась, преградила дорогу. Произошла заминка. Шофер было закрыл уже двери… И вдруг тишину автобуса прорезал резкий визгливый голос: «Водитель! Ослеп, что ли? Расселись тут всякие – не пройдешь!» - Затем она вышла. Очарование рассеялось. Оно улетучилось скорее, чем запах ее тонких духов…»
Воспитатель:
- Почему рассеялось очарование?
- А вашей жизни не встречались подобные ситуации, когда резкое слово, грубость, невежливое поведение выдавали невоспитанность человека?
(Ребята высказываются)
- Древняя мудрость гласит: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Как вы ее понимаете? Что должен увидеть и почувствовать человек, разговаривая с собеседником?
(Заинтересованность, внимание, искреннее участие).
- А что помогает выразить заинтересованность, внимание к собеседнику?
(Улыбка, мимика, жест, слово).
- Какие вы можете назвать качества человека, которые могут проявляться в разговоре?
(Вежливость, деликатность, тактичность, скромность, сдержанность, внимательность, обаяние, общительность, естественность, жизнерадостность, ум, остроумие…)
- А какие из них определяют воспитанность человека?
Хочется обратить ваше внимание на такие качества, как тактичность, деликатность, которые являются тонкими оттенками вежливости. (Можно предложить ситуацию, которая подчеркнет проявление или отсутствие такта, деликатности в поведении человека).
Наташа зашла к подруге за уроками. Подруга обедала.
- Есть хочешь?- спросила она.
- Нет, спасибо, поблагодарила Наташа.
- Да ладно тебе, я же знаю, что вы плохо питаетесь. Садись.
Вопросы: а) в чем бестактность подруги? б) а как можно было бы поступить? (Мне одной не хочется, составь компанию. Мама говорит, что я одна плохо ем, давай вместе, будет веселей).
Сережа с товарищем зашел к соседу Толе посмотреть его альбом с марками. Мальчики увлеклись разговором, а товарищ Сережи не разбирался в марках и чувствовал себя смущенно. Толя, заметив это, перевел разговор на обсуждение спортивных соревнований, что было интересно всем троим.
- В чем деликатность поведения Толи? Какие вы можете привести примеры из своей жизни, жизни друзей или из прочитанных книг о проявлении тактичности, деликатности людей?
- Как вы думаете. Какое чувство испытывает человек в обществе тактичных, деликатных людей?
(Ему легко, просто, свободно, естественно, он не смущается, не боится сделать что-то не так).
Итог.
Воспитатель:
- Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего занятия?
Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости – это не только слова, но и поведение человека в целом. Когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.
- Подумайте, ребята, надо ли быть вежливым с людьми, которых мы не уважаем?
После небольшой дискуссии ребят воспитатель сообщает, что вежливость имеет множество оттенков, и в соответствии с изменением обстоятельств и отношений могут меняться оттенки вежливости, но вежливость – неизменное качество воспитанного человека.
Воспитатель раскрывает детям существо некоторых оттенков:
корректность – несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая;
учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим;
любезность – вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другому.
Воспитатель:
- Мы живем среди людей, и каждый наш поступок и желание отражаются в людях. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь нетрудно уступить место в общественном транспорте. Нетрудно здороваться с людьми при встрече и прощаться при расставании. Не трудно быть опрятным, причесанным, умытым, чтобы окружающим было приятно с тобой общаться. Вежливый человек должен выполнять не только эти правила, но и другие. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком. Всем людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, и даже незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, любили и уважали их. Но чтобы к тебе так относились надо и самому быть вежливым – вот и весь секрет. Я желаю вам, ребята, быть воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление. Удачи вам!