Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы стратегического планирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

Контрольная работа по дисциплине «Основы стратегического планирования»

Исполнитель: _____Ж.А. Лаврова_______

(И.О. Фамилия)

Студент группы:_ ИДО-ОЗБ-ГМУ-22 Тур

(Шифр группы)

Научный руководитель: _ Ижгузина Н.Р. _

(ученая степень, ученое звание,

И.О. Фамилия руководителя)


Дата сдачи:_______________

Оценка:________________________


Екатеринбург

2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………..………………..….….…..3

  1. Школы стратегического планирования. Основные характеристики, сильные и слабые стороны школы дизайна и школы планирования…….5

  2. Сравнительный анализ школ дизайна и планирования………………….16

Заключение………………………………………………………………….….19

Список использованных источников……………………………………...….….20

ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование - это процесс, посредством которого руководящие лица как государства в целом, так и отдельных организаций представляют будущее государства (организации) и разрабатывают необходимые процедуры и операции, чтобы достичь этого будущего. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении. Успешное стратегическое планирование характеризуется самоанализом государства (организации), сопоставлением сложных альтернатив и расстановкой приоритетов.

Существует множество моделей, используемых для стратегического планирования, но нужно заметить, что основные элементы этих моделей очень схожи по своей сути, но между тем есть между ними и различия.

В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы Генри Минтцбергом. Профессор Университета Макгилла (Канада) и школы бизнеса INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии. Его работа предлагает хорошую иллюстрацию разрозненности мышления при рассмотрении объекта стратегии.

Г. Минтцберг выделил следующие школы: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа окружающей среды и школа конфигурации.


Целью данной работы является:

изучить основные характеристики, сильные и слабые стороны школы дизайна и школы планирования;

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть основные характеристики, сильные и слабые стороны школы дизайна и школы планирования;

Провести сравнительный анализ полученных результатов.


  1. ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА И ШКОЛЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Существует два основных подхода к классификации школ стратегического планирования. Методологический подход базируется на выделение десяти основных научных школ стратегического планирования. Он содержит их определения, описывающие парадигмы, принципиальное видение этих школ сторонниками стратегического управления как процесса, варианты их группировки исходя из общности их сущностных характеристик. Хронологический подход основан на рассмотрении процессов возникновения и развития школ стратегического планирования через призму изучения вопросов эволюции организаций и управленческих систем.

Рассмотри более подробно первый подход. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд и Дж. Лэмпел выделяют десять научных школ, перечисляя и рассматривая их в следующей последовательности:

  1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления

  2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс

  3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс

  4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения

  5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс

  6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс

  7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров

  8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс

  9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс

  10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации.

Десять школ в свою очередь можно подразделить на три группы.

Первые три школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):

  • моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна);

  • относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования);

  • выбор стратегических рыночных позиций организации - позиционирования.


Т.е., представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассмат­ривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содер­жании. Наименование «школы позиционирования» она получила пото­му, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное - описание реальных процессов разработки стратегии):

  • проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства);

  • с опорой на логику когнитивной психологии проникновение в сознание стратега (когнитивная школа);

  • разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения);

  • стратегия - процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти);

  • принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры);

  • стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды).

Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рас­сматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когни­тивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.

Четыре последующие школы пытаются преодолеть неопределен­ности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проана­лизировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представите­ли школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры
, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внеш­ней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный про­цесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигу­рации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее со­держание, организационную структуру и ее окружение. Она опирает­ся на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривает­ся как процесс трансформации.

Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) рассматривает стратегию в качестве модели соответствия внутренних и внешних возможностей организации. Отправной точкой данной школы является разработка стратегии на основе результатов изучения сил, слабостей, возможностей, угроз или оценки деятельности компании и условий окружающей среды посредством проведения широко известного SWOT-анализа, являющегося основным методом, применяемым при формировании стратегии в рамках этой школы.

Процесс создания стратегии школа дизайна рассматривает как достижение оптимального баланса между внутренними силами и слабостями организации и внешними угрозами и возможностями для нее, то есть путем нахождения соответствия между характеристиками фирмы и теми возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде.

При создании и реализации стратегии параллельно осуществляется внешняя и внутренняя оценка:

  1. Внешняя оценка, при проведении SWOT-анализа путем изучения таких внешних факторов как социальные, государственные, экономические, конкурентные изменения, а также изменения в сфере поставок на основе оценки конкурентов выявляются и анализируются угрозы (риски) и возможности внешней среды, что дает возможность разработать ключевые факторы успеха.

  2. Внутренняя оценка, проводимая путем анализа таких факторов как маркетинг, исследования и разработки, управленческая информационная система, управленческая команда, технологические операции, финансы, человеческие ресурсы, позволяет определить по отношению к материальным и нематериальным ресурсам компании и основным заинтересованным группам сильные и слабые стороны самой организации, те характеристики организации, которые отличают ее от конкурентов.


Выявленные в результате SWOT-анализа сильные стороны и возможности внешней среды представляют движущие силы организации, в то время как слабые стороны и внешние угрозы являются сигналом о возможных рисках и потерях.



Рисунок 1 - Основная модель школы дизайна

Критерии оценки, принятые школой дизайна, таковы:

  1. Последовательность. Стратегия не должна содержать противоречивых целей и программ.

  2. Согласованность. Стратегия должна предлагать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней важные изменения.

  3. Преимущество. Стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.

  4. Осуществимость. Стратегия не должна предполагать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

При этом на стадии оценки выработанной стратегии вновь происходит обращение к формуле SWOT. А за одобрением стратегии следует ее осуществление.

Школа дизайна признает единственного стратега, которым выступает располагающийся на вершине организационной пирамиды руководитель. При этом корпоративная стратегия рассматривается как концептуальная схема, теоретическая разработка, где главное – тщательная проработка и формализация. Стратегия – это перспектива, окончательный выбор. Внедрение стратегии четко отделено от ее моделирования: реализация начинается только после окончательного завершения формулирования уникальной и простой стратегии. Модель школы дизайна наиболее адекватна ситуации осуществления радикальных изменений в организации, пережившей период неустойчивости и вступающей в фазу стабильности, а также может применяться в новой организации, имеющей потребность в четком курсе.

Наиболее  известные представители этой школы  — Альфред Чандлер, опубликовавший в 1962 г. книгу «Стратегия и структура», и Кеннет Эндрюс, ведущий теоретик упомянутого выше базового учебника Гарвардского университета «Политика бизнеса» (1965 г.). Ими декларированы следующие требования, которые явились основными посылами школы дизайна:

  1. формирование  стратегии должно быть продуманным  процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются в ходе мыслительного процесса;

  2. ответственность  за контроль над процессом  разработки и реализации стратегии, а также за сознательный характер этого процесса возлагается на руководителя, который является стратегом по определению;

  3. модель  построения стратегии должна  изначально быть и оставаться  достаточно простой (а значит, четко определенной) и неформальной;

  4. стратегия,  разработанная для конкретной организации, должна быть единственной в своем роде: лучшей, уникальной, полученной в результате индивидуального моделирования и сформированной вне всяких шаблонов и стандартов;

  5. процесс  моделирования может считаться  и считается завершенным, когда  стратегия сформулирована как перспектива;

  6. чтобы  оставаться простой, стратегия  должна быть точно сформулирована;

  7. только  после выполнения всех вышеизложенных  требований стратегия может подлежать внедрению, то есть только после того, как уникальная, созревшая, ясная и простая стратегия окончательно сформулирована, начинается процесс ее реализации.