Файл: Курсовая работа Требования к служебному поведению гражданского служащего. Студентка 4 курса одо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении связаны с:

1) субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

2) отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

3) невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.4

Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи содержит норму, обязывающую гражданского служащего исполнять свои должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Данное требование диктуется необходимостью выполнения гражданскими служащими служебной деятельности по обеспечению реализации полномочий государственных органов таким образом, чтобы их работа была признана эффективной. Профессионализм гражданского служащего подразумевает, что он исполняет свои должностные обязанности осознанно, обладая соответствующим правовым статусом, понимает поставленные перед ним задачи и суть выполняемых функций, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Требование п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основано на ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное положение является одной из основ конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание как деятельности органов государственной власти, так и профессиональной служебной деятельности всех государственных служащих. Осуществляя служебную деятельность, гражданский служащий должен четко уяснять, какие права и свободы человека при решении той или иной проблемы могут быть затронуты и предпринять достаточные усилия для того, чтобы человек мог воспользоваться своим правом, устранить все препятствия, которые могут возникнуть в рамках реализации права. Гражданские служащие должны: учитывать законные интересы граждан; удовлетворять законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законом; создавать условия для участия граждан в деятельности органов государственной власти.


Пунктом 3 ч. 1 комментируемой статьи установлено также, что гражданский служащий обязан осуществлять свою служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа.

Понятие "компетенция" означает совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами. Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностном регламенте, правильно понимать возложенные на государственный орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах государства и общества.

При исполнении своих должностных обязанностей гражданский служащий в соответствии с п. 4 ч. 1 комментируемой статьи не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и отдельным гражданам, что означает быть независимым от преимущественного влияния со стороны кого бы то ни было. В своих действиях гражданский служащий обязан учитывать права, обязанности, законные интересны всех участвующих сторон.

Данная обязанность не означает запрета гражданскому служащему формально и фактически состоять в тех или иных общественных объединениях, религиозных объединениях и в любых "группах по интересам", даже если их целью является удовлетворение личных выгод и нужд. Но так как общественные объединения нередко отнюдь не ставят на видное место государственные интересы и общественное благо, гражданскому служащему запрещается способствовать достижению целей и задач таких объединений или социальных групп.

Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи обязывает гражданского служащего оберегать свои честь и достоинство. Он не должен получать никаких выгод имущественного и неимущественного характера, не предусмотренных законом, не вправе совершать действия, связанные с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

При принятии решений гражданский служащий в своих действиях (бездействии) не должен допускать, чтобы его частные интересы каким-либо образом сталкивались со служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы такие коллизии не возникали, какими бы они ни были: реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.



Так, в США в соответствии с Кодексом этики правительственной службы, нормы которого распространяются на служащих органов исполнительной власти, должностным лицам запрещено реализовывать свои личные интересы, участвуя в делах, на успех которых могут повлиять решения, принимаемые такими должностными лицами в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей, а также информация, которой эти лица располагают в силу своего служебного положения. Например, должностному лицу, играющему определенную роль в планировании сооружения новой автомагистрали, запрещается покупать те участки земли, по которым, как предполагается, эта автомагистраль пройдет. Стоимость этих участков земли возрастет, как только будет объявлено о сооружении автомагистрали, и покупка земельных участков будет расценена как спекуляция с использованием служебного положения. В такой же мере нарушает закон тот, кто, будучи попечителем, доверительным собственником, служащим аппарата судебного органа и т.п., покупает непосредственно или через подставных лиц имущество, которым ему поручено управлять.

Гражданский служащий в соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи обязан руководствоваться правилами служебного поведения. Основные правила служебного поведения закреплены в Законе. К ним прежде всего относятся ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Требование соблюдения ограничений и запретов включается в содержание служебного контракта и отражается в должностном регламенте гражданского служащего. Следовательно, нарушения ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, надлежит расценивать как неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим должностных обязанностей, что может явиться основанием для привлечения его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

При принятии решений согласно п. 7 ч. 1 комментируемой статьи в своих действиях (бездействии) гражданский служащий не вправе руководствоваться решениями политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и любых других организаций, что означает исключение возможности какого-либо влияния на свою служебную деятельность таких решений. Кроме того, гражданский служащий не вправе каким-либо образом противодействовать проведению государственной политики, законным решениям и мерам, принимаемым государственными органами и органами местного самоуправления. Быть политически нейтральным для гражданского служащего даже недостаточно, ибо он по предназначению обязан проводить в жизнь в рамках имеющихся возможностей официальную государственную политику.


Существенное требование п. 8 ч. 1 комментируемой статьи к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что он не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Для этого он должен соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, всегда вести себя так, чтобы содействовать созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность гражданского служащего и эффективность работы представляемого им органа.

С другой стороны, для того чтобы правильно ориентироваться при выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих различных жизненных ситуаций, руководствоваться при этом устоявшимися нравственными стандартами.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями о поведении государственных служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан. Критерии оценки поведения гражданских служащих должны быть более взыскательными, чем обычные устоявшиеся представления о нравственности.

Некоторые авторы считают, что нецелесообразно устанавливать единые правила служебного поведения для всех категорий должностных лиц. Так, например, в зарубежных странах имеются различные варианты регулирования конфликта интересов у парламентариев: в Швеции конфликт интересов у парламентариев запрещен, а в Англии он допускается, если депутат публично заявляет о нем, но пытается доказать, что этот интерес не противоречит более широким интересам. Во Франции, к примеру, существует отдельный кодекс этики для полиции.5

Необходимо учесть, что, хотя перечень требований к служебному поведения гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное – закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях на уровне дисциплинарной ответственности.


Требования к внешнему виду гражданского служащего играют немаловажную роль .

Итак, рассмотрим их на примере Управления Судебного департамента по Вологодской области.

 Работникам Управления Судебного департамента в Вологодской области надлежит иметь безупречный внешний вид, соответствующий официальному характеру деятельности государственного органа. При этом одежда должна быть аккуратной, делового стиля, при котором отдается предпочтение классическим моделям одежды, классической обуви. Вещи и аксессуары должны гармонировать между собой.

 1.            Требования для женщин

1.1.         При проведении официальных (протокольных) мероприятий:

·      должен быть надет костюм классического покроя и блузка;

·      костюм может быть брючный или с юбкой. Длина юбки должна быть не выше 10 см над коленом и не ниже середины икры;

·      вместо пиджака допускается жилет либо блузка делового стиля;

·      вместо костюма допускается платье делового стиля;

·      должны быть надеты классические туфли;

·      волосы должны быть уложены в аккуратную прическу. Цвет волос должен быть естественных оттенков.

 1.2.         Для повседневной работы:

·      допустимо платье или костюмная пара повседневной деловой одежды (пиджак-юбка, пиджак-брюки), может быть как одного цвета, так и сочетающихся между собой цветов. Длина юбки должна быть не выше 10 см над коленом и не ниже середины икры. Допустимо отсутствие пиджака. Возможны жилет, блузка.

2.            Требования для мужчин

2.2. При проведении официальных (протокольных) мероприятий:

·   должен быть надет костюм темного цвета классического покроя и светлая сорочка. Пиджак должен быть однотонным. Летом возможен однотонный костюм более светлых оттенков.

·       наличие галстука обязательно;

·     должны быть надеты классические ботинки темного цвета. Летом возможны однотонные светлые туфли без пряжек и украшений;

2.2. Для повседневной работы:

·      чистый и выглаженный костюм классического покроя;

·      вместо пиджака возможен тонкий жилет или пуловер;

·      в летнее время возможна сорочка с коротким рукавом;

·      наличие галстука обязательно;

Волосы должны быть коротко подстриженными.

 Недопустимы:

·      шорты, пляжная, спортивная, кожаная, велюровая одежда;