Файл: Методическая разработка Дифференциальная диагностика дислалий от дизартрий при проведении первичного обследования ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка
«Дифференциальная диагностика дислалий от
дизартрий при проведении первичного обследования
ребенка»
Учитель-логопед Пасметюха Инесса Александровна

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИСЛАЛИЙ ОТ
ДИЗАРТРИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕБЕНКА
"Личностно-ориентированное образование
- образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентировки и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.
Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделированно-исследовательское мышление, организуются групповые занятия на основе диалога, иммитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется
(интегрируется) для реализации метода исследовательских проектов, выполненными самими учащимися. Критериальная база личностно- ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, сколько на сформулированности качеств ума
(интеллекта) как личностных новообразований."

Как же осуществляется личностно-ориентированный подход при коррекции дизартрии, в чем его специфика?
При дизартрии специфика коррекции звукопроизношения будет зависеть от сохранности мышц.
И так как при дизартрии имеются нарушения в органике, страдает просодическая сторона речи, нарушена общая и мелкая артикуляционная моторика, дыхание, то необходим комплексный подход при коррекции этого дефекта.
Комплексный подход осуществляется в тесном союзе медиков и педагогов.
Комплекс медицинских методик предшествует логопедическому воздействию и сопровождает его. Он включает фармакотерапию; лекарства, необходимые для нормализации нервной системы. Помимо этого прицельного лечения, при различных видах дизартрии, вводится общеукрепляющее лечение: кинезотерапия (массаж, физиотерапия); серия нетрадиционных методик: фитотерапия, литотерапия, хромо, ароматотерапия и др.
Помимо этого параллельно осуществляется логопедическое воздействие, которое имеет свои особенности. Постановка звуков начинает осуществляться с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна.
Поэтому работа может начаться и с вибрантов Р , или африкатов Ч, если мышцы, участвующие в артикуляции этих звуков сохранны у ребенка.


Таблица 1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИСЛАЛИЙ ОТ
ДИЗАРТРИИ
ДИСЛАЛИЯ
ДИЗАРТРИЯ
1 .Возникают у соматически ослаб-
1.Связаны с поражением ц.н.с.. во ленных детей.
Органических поражений зникшего после перенесенных мозговых нервной системы нет. заболеваний (энцефалитов), травм.
2.Неврологическая симптоматика
2.Ярко выражена ассиметрия лица, губ, отсутствует. языка, мягкого неба; рот в покое
3.Двигательная сфера без патологии, приоткрыт из-за пареза губ; сухожильные рефлексы живые, сглаженность носогубных складок. равномерные.
4.Страдает только звукопроизношение.
3.Страдает общая мелкая моторика
Прогноз благоприятный. Результаты
Наблюдаются денерваторные нарушения налицо через 3-6 месяцев. мышц артикуляционного аппарата.
5.Голос звонкий, громкий, богато мо 4.Наряду со звукопроизношением дулированный. страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом
6.Речевая активность повышена.
7.К своему дефекту критичен.

Продолжение таблицы 1 8.
Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме.
9.
Гигиенические навыки вырабатываются быстро, стойко удерживаются
10.
Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
11 .Дыхание в норме.
12.
В контакт входит легко, изредка осторожно. Поведение адекватное, спокойное; дети иногда раздражительны, обидчивы, плаксивы.
13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект - в норме; редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
14
.Активны,подвижны,занимаются охотно; без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.
5. Голос глухой, слабый сдавленный, затухающий, прерывистый.
6.
Речевая активность снижена.
7. "У чужого соринку в глазу видит, у себя- бревна не заметит".
8.
Грубо выраженные синюшные, холодные, влажные руки и ноги.
Дермографизм яркий, у станов очный.
Саливация ( слюнотечение).
9. Вырабатываются с трудом из-за моторных нарушений. Неопрятны.
10. Частые расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11.
Отмечается расстройство дыхания, глотания, жевания.
12.
В контакт входят осторожно или же чрезвычайно легко. Поведение нервное, частые смены настроения, возможны срывы, негативизм, аффекты, злобность, упрямство, плаксивость.
13.
Память снижена кратковременна, особенно страдает вербальная. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект- чаще ЗПР, возможна олигофрения в степени дебильности.
14.
Me длительны или расторможены, в отдельных случаях уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.
Следовательно способ постановки звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка в отдельности. Еще один пример: если у ребенка сохранен звук Т, то он может стать базовым для шипящих.
Переведя губы в рупор, произносим Т с придыханием и получаем звук Ш .
Остальные шипящие ставим по традиционной методике, но при автоматизации, учитывая принцип наименьших энергетических затрат при переходе от одной артикуле мы к другой и компенсаторных возможностей ребенка, в первую очередь автоматизируем шипящие с лабиализованными гласными:


-ШУ; -ШО; затем -ШИ; -ША; и т.д.
Отработав звук в слогах, словах, приступаем к дифференциации на слух и в произношении. Таким образом, этот сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированный подход при коррекции нарушений речи - главное условие в работе.
И поэтому последовательность коррекции звукопроизношения у каждого ребенка будет сугубо индивидуальна.
Следовательно личностно-ориентированный подход заключается не только в знании коррекции звукопроизношения, но и в умении правильно диагностировать различные речевые нарушения, в умении видеть индивидуальные особенности дефекта, и личностные качества каждого конкретного ребенка.
При комплексном обследовании детей мною были обнаружены явления, которые подтвердили органическое поражение центральной нервной системы. Это выражалось в наличии минимальной мозговой дисфункции, в наличии очаговой неврологической симптоматики... Почти все эти дети состояли на учете у невропатолога с диагнозами: черепно-мозговые травмы, энцефалопатия, гипертензионный синдром и др.
Однако я выявила существенные различия, которые проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и в речевом отношении. Это отражено в таблице:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЛАЛИЙ И
ДИЗАРТРИИ. сравнительные параметры
ДИСЛАЛИЯ
ДИЗАРТРИЯ этиология функциональная форма: ранние инфекционные заболевания, вызывающие общую задержку в развитии.
*
Неблагоприятное речевое окружение (диалекты, архаизмы). тяжелые природовые травмы, мозговые заболевания
(менингиты, энцефалиты, интоксикации). физический статус почти не отстают в физическом развитии. значительно отстают в физическом развитии.
Грубых изменений в состоянии внутренних органов не наблюдается
неврологический статус
* грубых поражений центральной нервной системы нет. Чаще имеет место нарушение вегетативной нервной системы наличие неврологической симптоматики с наличием парезов, гиперкинезов, с вовлечением в процесс
5,7,9,10,12 пар черепномозговых нервов. психический статус со стороны психики в основном отклонений от возрастной нормы нет. Эмоционально-волевая сфера и характер страдают лишь в отдельных случаях. очень часто встречаются задержки психического развития по органическому типу, а иногда олигофрении.
Наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, нарушения речи страдает только фонетическая сторона речи. поражение черепно- мозговых нервов обуславливает фонетические дефекты речи, неправильность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а так же голоса.
Клинически различают паретичную, спастическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы детских псевдобульбарных параличей.
Стертым формам детских псевдобульбарных параличей почти все авторы уделяли особое внимание. При этих формах нарушения нервной системы выражаются, главным образом, в неловкости, в недостаточной "ручной умелости", незначительных изменениях речи, но даже такие незначительные нарушения речи, как монотонность, прерывистость, неотчетливость звокопроизношения могут мешать в некоторых случаях развитию детской речи в целом, правильному развитию таких функций, как чтение и письмо, и поэтому ведут иногда ко вторичной задержке развития интеллекта ребенка.
Сказанное делает понятным необходимость своевременной ранней диагностики и преодоления стертых форм детского псевдобульбарного паралича. Для выявления этих форм имеет значение хорошо собранный ранний анамнез. Я выяснила, когда и как ребенок взял грудь, как он сосал, не поперхивался ли, не слишком ли быстро уставал сосать, как он кричал - очень слабо, хрипло, с гнусавым оттенком и.т.п.
Важно установить, был ли у ребенка лепет, какого характера, как происходило развитие речи.
Основную роль в диагностике стертых форм детской псевдобульбарной

дизартрии играют специальные целенаправленные приемы исследования, выявляющие стертые парезы, изменения тонуса и гиперкинезы в мимической и артикуляционной мускулатуре.
В ходе обследования этих детей я заметила, что общей характерной чертой для всех многообразных проявлений дизартрии является смытость, стертость, монотонность артикуляции
У детей с дизартрией отмечается монотония, брадиартрия. Нередко недостаточность артикуляции и бедность модуляции голоса дети замещают усиленной громкостью речи. Они словно выталкивают отдельные ударные слоги или особо значимые слова, и речь получает эксплозивный характер, очень быстро наступает утомление.
Своеобразие артикуляционных нарушений при дизартрии зависит от того, какие мышцы пострадали. Если преобладает парез 12 пары черепно- мозговых нервов, наблюдается нарушение артикулирования язычных звуков, причём могут быть дифференцированные нарушения, когда сохранность артикулирования переднеязычных звуков совмещается с отсутствием заднеязычных и наоборот. Парез губной мускулатуры приводит к нарушению артикуляции всех губных звуков в различной степени. Иногда может быть сохранено произношение изолированных губных звуков, а в речевом потоке моторная дифференциация губных звуков отсутствует. Паретическое состояние нёбной мускулатуры отражается на произношении всех звуков речи, кроме носовых.
Таким образом, проанализировав всё вышесказанное можно прийти к следующим выводам:
1 . Для выявления лёгких форм детской псевдобульбарной дизартрии имеет значение хорошо собранный ранний анамнез ( данные шкалы Апгар, когда ребёнок взял грудь, как сосал, какой крик был у ребёнка и.т.д. ).
2. Ребёнка, имеющего дизартрию выдаёт " диагноз на лице", который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы.
Возможна асимметрия черепа, лица, рта. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиза, в результате - смазанность произношения; трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застёгивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризует быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность.
3,.Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно
Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная дизартрия (96%). Знание неврологических основ этого дефекта поможет специалистам осмысленно осуществить подбор коррекционной методики.
Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения.


Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛЬ ДИЗАРТРИЯ 3
ДИЗАРТРИЯ 2
ДИЗАРТРИЯ 1
Номер черепно-
Грубых параличей Косоглазие, возможно
Наблюдается двух мозговых нер- нет. Возможен од- двухстороннее.
Слабая стороннее сходящееся вов 3,4,6 пара. посторонний вариант аккомодация косоглазие.
Зрачковая косоглазия или
Незначительный птоз реакция слабость отводящего
(опущение века). недостаточная.
Явный
5 пара ч.м.н. - Акт жевания зат-
Акт жевания крайне Акт жевания прак тройничный руднен, замедлен. затруднен. Пища тически не возможен. нерв пищу ребенок от скапливается во рту. Ребенок может обеспечивает правляет за щеку и Ребенок может употреблять только активность длительно сосет подавиться.
Затруднен протертую пищу жевательной акт глотания.
7 пара ч.м.н.- Отмечается сгла
Артикуляция чрез
Лицевая мускулатура лицевой конт женность носогуб мерно вялая. Носогу практически роль,который ных складок, реже бные складки отсут неподвижна. Лицо обеспечивает одной. Произволь ствуют, реже еле на маскообразное. иннервацию ные движения сма мечены с одной сто Стойкая асиметрия мимики лица заны. Артикуляция роны (чаще слева). лица,губ,рта; парез мускулатуру вялая. *
Легкая асиметрия круговой мышцы.
Рот губ,щек,шеи лица. в покое открыт.

9 пара ч.м.н.- языкоглоточ- ныи нерв иннервирует мягкое небо, корень языка, частично - * голосовые связки,над-
Точные движения языка затруднены, смазаны. Возможна незначительная назализация, дисфония.
Го- лосоподача мягкая
Голосоподача жесткая.
Голос затухающий.
Ясная дисфония.
Слабый небноглоточный затвор, в результате - назализация.
Девиация языка, язык беспокойный. Легкие гиперкинезы.
Голос слабый, прерывистый до полного исчезновения или резкий.
Причина- неравномерность смыкания голосовых связок.
Язык колообразный
Стойкая асимметрия возможна
12 пара ч.м.н. 1 .Язык по средней Язык широкий, недос- Язык массивный,
ПОДЪЯЗЫЧН
ЫЙ линии. 2.Кончик таточно подвижен, толстый, колооб нерв обеспе языка сформирован, кончик плохо выражен. разный; подвижность чивает тонкие ярко выражен. 3.
Отмечается девиация затруднена, ребенок дифяеренциро Дифференциро отсутствует точн.
"еле ворочает языком". ванные дви ванные движения движений.
Наблюдается
Возможна атрофия. жения языка кончика языка за частичный парез,
Стойкая асимметрия, труднены. 4.Из-за боковой-провоцирует цианичность. пареза повышена боковой сигматизм; Гиперкинезы нас утомляемость, парез кончика языка- только сильны, что отмечается слабость призубный, а сочетание делают речь невоз мышц языка. 5- с парезом губ-ведет к можной.
Цианичность языка. межзубному сигма-
• тизму.
Все это помогло нам правильно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребёнка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речи.
Дифференциальная диагностика позволила нам уточнить диагноз и