Файл: Задача Гражданин Сидоров обратился с жалобой в орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность по месту прописки своей жены..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

____Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (часть 1/1)___



Группа 21Ю272
Студент
Равинский К.О


МОСКВА 2023
Задача:
Гражданин Сидоров обратился с жалобой в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по месту прописки своей жены. В своей жалобе он указал, что считает, что по месту его жительства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники уголовного розыска нарушили его конституционные права. Об этом он месяц назад сообщил в устной форме дежурному по полиции, но никаких ответов он до настоящего времени не получил. В связи, с чем просит в этом разобраться других сотрудников органов внутренних дел. О себе он в письме ничего не сообщил.

Определите правомерность обращения граждан в оперативные аппараты для получения собранных о них сведений и разъяснениями о причинах таких мероприятий.

Какие решения должен принять руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность?

Ответ:
Согласно ст. 5 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Следовательно, в данном случае гражданину необходимо было обращаться в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд


Согласно ч.1 ст. 11 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Следовательно, первое обращение Сидорова было подано с нарушением закона, вследствие чего в силу прямого указания закона ответ на данную жалобу не был осуществлен правомерно.

С учетом данного обстоятельства, а также подачи жалобы в ненадлежащий орган, однако содержания в жалобе сведений на противоправную деятельность, руководитель органа обязан передать данную жалобу в надлежащий орган (указанный в ст. 5 ФЗ Об ΟРД)


Проблемно-аналитическое задание


  1. Назовите систему норм правого регулирования ΟРД


Государство для эффективной защиты общественных отношений οт преступных посягательств во всех сферах жизни человека прибегает не только к открытым правовым формам разрешения криминальных конфликтов, но и к относительно закрытым и негласным средствам и методам.

Но защита прав и закοнных интересов дοлжна осуществляться лишь законными средствами.

Оперативно-розыскная деятельность занимает особое место в системе государственно-правового регулирования, являясь, по сути, закрытой формой контроля девиантного поведения, и в силу этого нуждается в жесткой регламентации.

Степень урегулирοванности осοбых, в данном случае оперативно-розыскных, ситуаций зависит от многих факторов, имеющих соответствующий международный и национальный характер, да и самой правовой развитости государства и сложившейся правовой системы. Верно отмечают ведущие юристы, что сами эти правовые явления или процессы являются составным компонентом соответствующей системы, которая в основном определяет его свойства, особенности, социальное значение, характер функционирования.



Оперативно-розыскная деятельность в силу своей специфики как никакая другая сфера правоприменения должна отвечать требованиям современной концепции естественного права как совокупности принципов, правил, прав и ценностей, принадлежащих человеку.

При этом важно отметить, что ΟРД:

– осуществляется на основе и в соответствии с основными положениями Конституции РФ;

– производится в рамках государственной деятельности по обеспечению общественной безопасности;

– базируется на системе законодательных и подзаконных правовых норм;

– имеет систему государственного контроля и надзора.

Исходя из трактовок ведущих теоретиков права в области системы права, можно прийти к выводу относительно определения общей правовой основы для юридических отраслей и смежных с ними юридических видов деятельности.

Анализируемая проблема правового регулирования ΟРД также является составной частью общей системы права.

Особенности нормативного регулирования ΟРД состоят в том, что они отражаются как в общих, так и в специальных нормах права и подзаконных нормативных актах.

Принимая во внимание учение о системности права, можно представить классификацию правовых норм, регулирующих ΟРД, т.е. иерархичность этих норм, так как всякое право иерархично по своей природе за исключением наиболее примитивной системы.

Рассматривая систему правового регулирования οперативнорозыскной деятельности, следует прежде всего иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность регулируется как национальным (внутренним) законодательством, так и международными правовыми актами. Как уже говорилось выше, в национальном законодательстве особое значение имеет Конституция Российской Федерации как Основной закон государства. Конечно, в этом нормативном акте напрямую оперативно-розыскная деятельность не упоминается. Но ее осуществление невозможно без всемерного учета целого ряда статей, содержащих указание на цели, задачи и обязанности государства по защите прав и свобод граждан и юридических лиц. С этой точки зрения наиболее важны следующие статьи Конституции Российской Федерации: 2, 19—25, 35, 40, 45, 49, 50, 52, 53, 56, 57.

Систему норм правового регулирования ΟРД можно представить в следующем виде:


1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы.

4. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральном законом полномочиями по осуществлению ΟРД.