Файл: Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: Экономика и управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия»

Выполнила студентка:
Шапетько Арина Викторовна
специальности ОДЛ/2
Руководитель курсовой работы:
Дерендяев Андрей Викторович

Г. Калининград

2023 год

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты логистики как фактор конкурентоспособности предприятия

1.1 Факторы конкурентоспособности

1.2 Основные логистические аспекты повышения конкурентоспособности

1.3 Логистические подходы, применяемые для повышения конкурентоспособности

2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Балткран»

2.1 Общая характеристика ОАО «Балткран»

2.2 Анализ процесса конкурентоспособности ОАО «Балткран»

2.3 Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности на предприятии ОАО «Балткран»

Введение

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирмы. Как выяснилось, определить количественные параметры последствия логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методического и технического характера:

наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек;определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

У фирм, построивших свою стратегию на основе логистической концепции, наблюдается улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров и услуг, к инвестированному капиталу (ПИК – прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.


В рамках логистического подхода к расходам, связанным с продажей товара, относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке оценивается увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и увеличение конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть представлены в виде схемы.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. Скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющей на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, то он не будет его оплачивать, и временный лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не удалят.

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компании в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – составная часть логистической стратегии – может дать положительный эффект

, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компании снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Цель работы: ознакомится с теоретическими аспектами логистики как фактор конкурентоспособности на предприятии ОАО «Балткран»

Задачи работы:

1.Дать общую характеристику конкурентоспособности на предприятии

2. Дать общую характеристику предприятия

3. Проанализировать недостатки и предложить рекомендации совершенствования

4. Проанализировать организационную структуру управления предприятием.

Предметом исследования является: логистика как фактор конкурентоспособности предприятия

Объектом исследования является: логистика как фактор конкурентоспособности на предприятии ОАО «Балткран»

1.Теоретические аспекты логистики как фактор конкурентоспособности предприятия

1.1 Факторы конкурентоспособности
Понятие логистики. Актуальность логистики обусловлена широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально-технического обеспечения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и готовой продукции с использование комплекса взаимосвязанных методов для совершенствования логистического направления производственно-хозяйственной и экономической деятельности организации.
Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний свидетельствует, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Традиционные функции логистики - транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка - интегрировались на базе общей информационной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов оптимизации логистических ресурсов и соответствующих современных технологий в практику бизнеса позволяет значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции и операционные издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качественным логистическим сервисом, т.е. повысить конкурентоспособность предприятия.
Большинство исследователей считают, что слово «логистика» впервые стало употребляться в Древней Греции, где оно обозначало счетное искусство, или искусство рассуждения, вычисления. Кроме того, в Древней Греции существовал термин «логистерия»,
который обозначал государственное учреждение, где проверялись финансовые отчеты должностных лиц. Существовала специальная должность, называемая логист или чиновник общественного самоуправления.
Долгое время логистика считалась прикладной военной дисциплиной и преподавалась в военных академиях и институтах разных стран. Широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также при организации взаимодействия поставщиков вооружения, продовольствия, транспорта и войск.
Логистика как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в конце 50-х гг. в США, хотя сам термин «логистика» стал повсеместно применяться лишь с конца 70-х гг. ХХ в. [10]
Обобщая позиции различных логистических школ, ученых, научных направлений и учитывая современные тенденции в области развития экономики, можно дать определение логистики в широком и узком смысле.
Логистика (в широком смысле) - это наука об управлении материальными и связанными с ними потоками (информационными и финансовыми) в определенной экономической системе для достижения стоящих перед данной системой целей с оптимальными затратами ресурсов.
Логистика (в узком смысле с позиций бизнеса) - это процесс интегрированного управления потоками товарно-материальных ценностей и связанных с ними потоками информации, финансов и услуг, способствующий достижению корпоративных целей организации с оптимальными затратами ресурсов.
Во второй половине ХХ веке произошла постепенная переориентация мирового рынка от рынка производителя к рынку потребителя, что повлекло обострение конкуренции между производителями товаров и торговыми компаниями. Такая переориентация произошла в связи с достижением в производстве товаров уровня насыщения товарами рынка, когда потребитель может осуществлять выбор нужного ему товара среди товаров разных производителей, а также из-за необходимости снижения издержек в сфере производства и продвижения товара к потребителю.
Пытаясь соответствовать происходящим изменениям и удержаться на плаву, многие компании вынуждены были искать пути решения и менять не только структуру организации компании и принципы управления производственной деятельностью, но и свою стратегию развития бизнеса. В поисках путей оптимизации бизнес-процессов в рамках деятельности своих компаний как в сфере производства, так и в сфере распределения многие руководители поняли, что для выживания и дальнейшего развития бизнеса необходимо научиться определять потребности рынка и быстро реагировать на его изменения. Организовать и управлять движением материальных потоков таким образом, чтобы снизить расходы при продвижении товара к потребителю. Такие изменения в свою очередь требуют определенной реорганизации структуры управления, выделения новых приоритетов для решения стоящих задач. Конкурентоспособность компании зависела от ее возможности решать задачи по снижению себестоимости продукции и повышению качества поставок и услуг.

Именно в этом период возникает необходимость в глубоком изучении потребительского спроса на производимые товары, и получают быстрое развитие маркетинговые исследования рынка. В компаниях появляются или усиливают свое значение отделы маркетинга, результаты деятельности которых значительно влияют на производство и распределение товаров. На основании данных отдела маркетинга формируется политика компании по ассортименту и объему выпускаемой продукции. Но для реализации такой политики компании требуется отлаженный механизм, способный управлять и контролировать весь процесс продвижения товарно-материальных ценностей (от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий).
В логистике, которая в качестве объекта управления рассматривает материальные потоки, категории «поток» и «запас» являются фундаментальными, системообразующими как в представлении системы объекта, так и в системе знаний об объекте.
Материальный поток является центральным элементом в логистической системе. В этом случае поток первичен по отношению к запасу, выполняющему дополнительную и обеспечивающую роль в логистике [1, с. 6].
Образование запасов обусловлено технико-технологической и организационной структурами внутрисистемного материального потока. Особенности его строения порождают внутрисистемные логистические узлы, которые и являются местом формирования запасов.
Внутри логистической системы роль различных потоков в конечном результате неодинакова.
Основные потоки направлены на достижение основной, главной цели деятельности системы.
Вспомогательные потоки призваны создать условия для реализации как основных, так и дополнительных потоков.
Дополнительные потоки формируются для выполнения видов деятельности, не являющихся основными, но осуществляемых в рамках промышленного предприятия.
Целевая ориентация промышленной логистики заключается в оптимизации обмена и распределения материально-технических ресурсов и соответствующих им коммуникаций между структурами взаимодействующих предприятий и внутри их, обеспечивающей достижения общефирменных целей при наиболее рациональном использовании ресурсов предприятий.

1.2 Основные логистические аспекты повышения конкурентоспособности

Логистика — часть науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.