Файл: Регулировка натяжения ремня вентилятора трактора мтз80.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Устюженский политехнический техникум»

(АПОУ ВО «Устюженский политехнический техникум»)

Профессия 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

Письменная выпускная квалификационная работа на тему:

«Регулировка натяжения ремня вентилятора трактора МТЗ-80»

Работу выполнил

ФИО

Крайнов Даниил Юрьевич

обучающийся 331 группы 3 курса

профессия 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

Проверил: ____________________

Дата сдачи: ___________________

Оценка: ______________________

Подпись : _____________________

Устюжна

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Назначение и устройство системы охлаждения 5

1.1. Назначение системы охлаждения 5

1.2. Устройство системы охлаждения 5

2. Технология натяжения ремня вентилятора 11

2.1.Инструменты нужные для натяжки ремня вентилятора 11

3. Оценка выполненной работы 15

4.Охрана труда и техника безопасности 16 5.Заключение. 17 Список литературы 16

ВЕДЕНИЕ
Выпускная письменная экзаменационная работа студента 331 группы Крайнов Даниил Юрьевич, обучающегося по профессии 35.01.13 «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства» по теме: «Регулировка натяжения ремня вентилятора трактора МТЗ-80».

Является теоретическим описанием выпускной практической работы по регулировке натяжения ремня вентилятора МТЗ-80

Работа выполнена после освоения профессионального модуля «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» после прохождения учебной практики «Ремонтные работы» и производственной практики в колхоз «Сазоновский» в период с 5 сентября по 8 ноября 2021 и с 4 апреля по 11 июня 2022 года.

Во время прохождения производственной практики при изучении раздела 8 «Выполнение работ по техническому обслуживанию тракторов и сельскохозяйственных машин» мне приходилось проводить работы по регулировке натяжения ремня вентилятора МТЗ-80

Эту операцию необходимо выполнять строго по графику технического обслуживания. Так как если ремень вентилятора придёт в негодность, это отрицательно скажется на качестве охлаждения двигателя. Так же могут возникнуть перебои с охлаждением двигателя, что отрицательно скажется на мощности двигателя и производительности машинно-тракторного агрегата.


Цель работы: описать технологию натягивания ремня вентилятора

Задачи работы:

  1. С помощью эскиза системы охлаждения объяснить назначение, устройство и принцип работы.

  2. Подобрать необходимый инструмент и приспособления для выполнения работы.

  3. Составить алгоритм протяжки и замены ремня вентилятора

  4. Дать оценку выполненной работы по натягиванию ремня вентилятора

  5. Описать правила техники безопасности при выполнении работ по натягиванию ремня вентилятора

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1 НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
1.1 Назначение системы охлаждения

Система охлаждения предназначена для подержания рабочей температуры двигателя в период его работы.
1.2 Устройство системы охлаждения

Изображение 1 схема устройства системы охлаждения.

Рисунок 1.1 Устройство системы охлаждение

Радиатор. Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки радиатора и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.

Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок. Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник.

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана и размещенного внутри него воздушного клапана. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу. Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается воздушный клапан под действием пружины, когда явление воздуха внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью слить воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя.



Перед радиатором расположена шторка (у двигателя Д-240) или жалюзи (у двигателя Д-240), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов. Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста. Вентилятор и водяной насос.

Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-240 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина привернута к шкиву, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик жестко посажена крыльчатка водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя. В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду.

Узел уплотнения смонтирован в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным кольцом. В него входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу. Водяной насос закреплен на передней стенке блока цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая прокладка. Корпус насоса имеет два патрубка: боковой соединяет полость крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний — с корпусом термостата. Термостат служит для автоматического регулирования температуры воды и для ускорения прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит из корпуса, гофрированного стакана и штока с двойным клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.

При температуре воды менее 70°С основной клапан термостата закрыт, а вспомогательный открыт. Вода циркулирует по малому кругу (минуя радиатор). При температуре воды выше 70 С под давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны выдвигаются. Через открывшийся основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С вспомогательный клапан полностью закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос. Водяной насос трактора МТЗ-80 - центробежного типа, объединен с вентилятором. В корпусе насоса вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников уплотнена двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадании воды




Рисунок 1.2 Термостат Д-240



Рисунок 1.3 Водяной насос Д-240
Вентилятор МТЗ-80 служит для создания мощного воздушного потока, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиатора, а также для охлаждения наружных поверхностей дизельного двигателя.

Вентилятор МТЗ-80 устанавливается на валу водяного насоса и присоединяется к его шкиву при помощи шести болтов. Весь узел охлаждения крепится болтами на передней стенке блока цилиндров трактора. Кожух вентилятора крепится на задних стойках водяного радиатора. Кожух защищает лопасти вентилятора от повреждения посторонними предметами, направляет воздушный поток на двигатель и в целом улучшает работу вентилятора.



Рисунок 1.4. Вентилятор МТЗ-80



Рисунок 1.5. Радиатор охлаждения Д-240



Рисунок 1.6 Кожух вентилятора МТЗ-80

К пластинам, размещенных по краям, при помощи болтов крепятся нижний и верхний бачки, изготовленные из латуни. Между бачками и пластинами размещены резиновые прокладки. Для соединения верхнего и нижнего бачков радиатора МТЗ80 служат стойки, проходящие по обеим сторонам сердцевины. Для циркуляции воды по радиатору, к тыльной части верхнего бачка подведен водоподводящий патрубок. На верху бачка размещена горловина, через которую заливается вода в систему охлаждения. Горловина закрывается специальной крышкой, оснащенная паровоздушным клапаном. На нижнем бачке размещен краник для слива воды и подведен водоотводящий патрубок. Радиатор устанавливается на трактор при помощи эластичного крепления.

Система охлаждения служит для отвода тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя. Средняя температура в цилиндрах работающего двигателя около 1000 С. Раскаленные газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки блока. Если двигатель не охлаждать, то смазка сгорит, в результате чего повысится износ деталей, снизится их прочность, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности.


Значительный отвод тепла от двигателя (переохлаждение) приводит к

снижению его мощности и экономичности вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Для нормальной работы двигателя температура воды должна составлять 80—95 С.

2. ТЕХНОЛОГИЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА
2.1. Инструменты нужные для проведения натяжки ремня вентилятора



Рисунок 2.1. Гаечный ключ на 14.



Рисунок 2.2 Гаечный ключ на 17.

Водяной насос и вентилятор двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клиновидного ремня, который также вращает и ротор генератора. При номинальной частоте вращения дизеля, равной 2200 об/мин, водяной насос и вентилятор развивают 2600 об/мин. Вентилятор создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевины масляного и водяного радиаторов и охлаждающий наружные поверхности дизеля. Вентилятор двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 смонтирован в одном узле с водяным насосом и расположен на его валу. Вентилятор присоединен шестью болтами к шкиву насоса, а весь узел (вентилятор -водяной насос) прикреплен болтами к верхней части передней стенки блока цилиндров. С задней стороны к стойкам водяного радиатора крепится кожух вентилятора. Кожух улучшает работу вентилятора, предохраняет лопасти вентилятора от попадания посторонних предметов и направляет поток воздуха на дизель.



Рисунок 2.3 Привод вентилятора Д-240.

1 - Корпус

2 - Болт М10

3 - Пробка КГ 3/8"

4 - Шайба 10

5 - Прокладка

6 - Болт М10

7 - Прокладка

8 - Патрубок

9 - Шайба 8

10 - Болт М8

11 - Шарикоподшипник

12 - Кольцо


13 - Ремень

14 - Шкив

15 - Ступица

16 - Пластина

17 - Болт М8

18 - Гайка М16х1,5

19 - Вентилятор

20 - Обойма

21 - Манжета

22 - Каркас внутренний

23 - Пружина

24 - Каркас наружный


25 - Шпонка 5х7,5

26 - Кольцо

27 - Втулка

28 - Валик

29 - Крыльчатка

30 - Шарикоподшипник

31 - Шайба

32 - Шайба 8

33 - Болт М8

34 - Втулка

35 - Кольцо

36 - Кольцо