Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях, в условиях усиления конкуренции со стороны авиаперевозчиков и автотранспорта, важными задачами ОАО «РЖД» являются комплексное развитие перевозок, привлечение дополнительных грузовых перевозок и укрепление «своих» позиций на транспортном рынке. Одним из способов решения этих проблем является внедрение новых способов развития железнодорожных грузоперевозок в регионах Российской Федерации.

Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал. Особое стратегическое значение для нашей страны представляют железнодорожные комплексы, которые являются связующим звеном в единой экономической системе и обеспечивают стабильность в промышленных зонах.

С помощью железной дороги осуществляется своевременный ввоз и вывоз товаров, имеющих жизненно важное значение, в самые отдаленные уголки государства. В то же время железнодорожный транспорт представлен наиболее доступным транспортом для большего числа граждан страны.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются: наличие непрерывного железнодорожного сообщения с большинством сельскохозяйственных и промышленных организаций, сооружений, дорог любой территории страны, высокая пропускная способность и грузоподъемность железной дороги, относительно низкие транспортные расходы, возможность равномерной перевозки в любое время суток и года, обеспечение бесперебойной доставки топлива и сырья на предприятия и вывоз готовой продукции, высокие скорости, сроки доставки, маневренность, если сравнивать железнодорожный транспорт с морским и речным транспортом, более короткие маршруты перевозки грузов по сравнению с водным транспортом.

Среди основных стратегических целей ОАО «РЖД» - рост в масштабах транспортного бизнеса, его производственная и экономическая эффективность, качество и безопасность перевозок и эксплуатации компании, генерация с европейской и азиатской системами, рост финансовой устойчивости.. Компания осуществляет строительство объектов инфраструктуры, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, ОАО «РЖД» оказывает социальные услуги и осуществляет другие виды деятельности.


Степень разработанности темы исследования. Фундаментальные исследования проблематики, связанной с эффективностью работы железнодорожного транспорта, отражены в работах следующих ученых: Берёзка М.П., Белкина Е.В., Белозеров В.Л., БогдановаТ.В., Бубнова, Г.В.,Венедиктов, Г.Л.,Галабурда В.Г., Елизарьев Ю.В., Ефимова О.В., Забоев А.И., Курбатова А.В., Куренков П.В., Лапидус Б.М., Левицкая Л.П., Макарова Е.А., Марчук Б.Е., Мачерет Д.А., Мирошниченко О.Ф., Морозова М.В., Негрей В.А., Огинская А.Е., Пазойский Ю.О., Палкин С.В.,ПерсиановВ.А., Пехтерев Ф.С., Правдин Н.В., Соколов Ю.И.,ТерешинаН.П., Толкачева М.М., Шкурина Л.В., Шубко В.Г. и другие.

Целью настоящего исследования является научное обоснование повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Данная цель достигается решением следующих задач:

- исследовать основы конкуренции и конкурентоспособности;

- выделить модели конкурентоспособности;

- рассмотреть особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта:

- определить место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок;

- изучить организацию транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте;

- выявить современные проблемы в сфере транспортного обслуживания клиентов на железнодорожном транспорте;

- выделить критерии оценки логистического потенциала железнодорожного транспорта России;

- охарактеризовать механизмы совершенствования системы транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте в секторе грузовых перевозок;

-дать оценку преимуществ ОАО «РЖД» от реализации инструментов по совершенствованию системы обслуживания клиентов ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок.

Объектом исследования является ОАО «РЖД».

Предметом исследования являются процесс повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Для реализации поставленных в диссертационном исследовании задач использовались эмпирические и теоретические методы научного исследования, такие как сбор и анализ информации, дедукция, моделирование, сравнение, технико-экономический расчет, экономико-статистический метод.



В качестве теоретической и методологической основы исследования использованы фундаментальные труды классиков в области экономики железных дорог и прогнозирования транспортных потоков, законодательные и иные правовые акты РФ, публикации результатов научных исследований.

Основные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну и выносимые на защиту следующие:

- исследованы пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- выработаны рекомендации по применению моделей конкурентоспособности.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности железнодорожного транспорта России
1.1 Основы конкуренции и конкурентоспособности
Современный мировой рынок характеризуется сложной и развитой структурой. Под структурой мирового рынка понимается его интегральное строение, географическая дислокация, состав и порядок расположения его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Все они находятся в системном взаимодействии как единого механизма. А одним из ключевых элементов рыночного механизма, приводящим его в движение, осуществляющим координацию деятельности между экспортерами и импортерами, производителями и потребителями, является конкуренция [4].

Понятие конкуренции изначально было порождено торговлей и неразрывно с ней связано. Следует заметить, что эта связь является актуальной и в настоящее время, поскольку в современных условиях участие в торговле (для товара, фирмы или страны) является отправной точкой участия в конкурентной борьбе. Однако успех в этой борьбе в современных условиях определяется гораздо более широким набором факторов.

Конкурентоспособность в обычном понимании обозначает способность успешно вести конкурентную борьбу на рынке. В наиболее простой формулировке под конкурентоспособностью товаров и услуг называется способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Что же касается конкурентоспособности предприятия, то здесь это понятие означает соответствие товара рыночной цене, требованиям стандартов качества, желаниям потребителей и т.д.

Конкурентоспособность неразрывно связана с конкуренцией, возникает и проявляется там и тогда, где и когда возникает, и развивается конкуренция, таким образом, рынок и конкуренция неразрывно связаны с понятием конкурентоспособности. Это означает то, что чем более глобальный характер приобретает конкуренция, чем больше размываются границы рынков, тем большее значение приобретает для товаропроизводителей их способность вести успешную конкурентную борьбу в постоянно изменяющихся условиях. Уровень конкурентоспособности национальной экономики – результат не только эффективной деятельности всей экономики, но и активности отдельных производителей товаров и услуг.


Анализ деятельности экономики в целом и отдельных производителей - одна сторона вопроса анализа конкурентоспособности. Дело в том, что при относительно одинаковых научно-технических, экономических, социальных и прочих достижениях конкретной страны уровень ее международной конкурентоспособности может повышаться, падать или оставаться неизменным, поскольку многое зависит от того, какими темпами развиваются и каких успехов достигают за сопоставимый период экономики других стран, а также мировая экономика в целом. Это значит, что при определении уровня конкурентоспособности важны не только темпы роста и качественные изменения в экономике страны, но и динамика изменений экономик других стран. Таким образом, мы говорим о том, что конкурентоспособность носит сопоставительный или относительный, а не абсолютный характер [4].

Поскольку конкурентоспособность может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то естественно, что при измерении ее уровня для национальной экономики, отраслей, компаний или отдельных товаров прибегают к сопоставлению с соответствующими объектами. В случае с измерением конкурентоспособности национальных компаний и товаров/услуг их способность вести конкурентную борьбу и быть успешными на рынке может оцениваться как путем сравнения с иностранными предприятиями, товарами или услугами, так и с национальными.

Еще одной характеристикой конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность и относительная быстрота процессов, влияющих на ее изменение. Существует огромное количество факторов (внутренних и внешних), оказывающих воздействие на изменение конкурентоспособности фирм, отраслей, их групп и экономик в целом. Одни факторы можно отнести к факторам долгосрочного воздействия, другие – краткосрочны по своей природе, а третьи носят случайный или разовый характер. Действие одних факторов нарастает, других – ослабевает или прекращается вовсе. Все эти особенности создают дополнительные трудности при оценке уровня конкурентоспособности, и его изменения.

В наиболее общем виде конкуренция характеризует противостояние хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства и сбыта. Традиционно конкуренция рассматривается со следующих сторон: как проявление качества конкуренции в рыночных условиях; как инструмент саморегулирования рынка; как качественная характеристика рынка, позволяющая его типизировать [4].


Конкуренция – борьба относительно определенного объекта между субъектами, имеющими сопоставимые или одинаковые цели. В условиях рыночной экономики между собой конкурируют все участники рынка, так, продавцы конкурируют между собой за покупателей, покупатели – за наиболее выгодные покупки, и те, и другие – за сферы размещения средств (объекты инвестирования). Конкуренция как условие функционирования рынка может быть охарактеризована следующим образом: наличие значительного числа независимых и самостоятельных покупателей и продавцов, действующих в рамках рынка, отрасли, сегмента рынка; свобода входа и выхода с рынка. Конкуренция в условиях рыночной экономики активно поддерживается государством посредством антимонопольного законодательства [13].

В зависимости от ряда критериев, к числу которых относят численность и величину участников рынка, характеристику товаров различных производителей по критериям сходства / различия, наличия входных и выходных отраслевых или рыночных барьеров и информационной прозрачности рынка различают несколько типов рыночных структур.

К числу этих структур относят: во-первых, совершенную конкуренцию: во-вторых, монополию; в-третьих, олигополию; в-четвертых, монополистическую конкуренцию.

Совершенная - конкуренция, существование которой возможно в условиях наличия огромного множества небольших продавцов и множества покупателей недифференцированных товаров с отсутствием у них возможности влияния на цену. В условиях свободной конкуренции механизм ценообразования полностью определяется рынком, цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Такой тип рыночной структуры носит наименование рынка свободной конкуренции. Наличие множества продавцов и покупателей означает их примерно равную информированность о состоянии рынка. Продавец и покупатель при выходе на рынок сталкиваются с уже сложившимся уровнем цены, что обеспечивает новым участникам рынка равные возможности по сравнению с уже действующими на рынке участниками.

Рынок свободной конкуренции практически не имеет барьеров на вход или выход, в результате характеризуется высокой динамикой численности продавцов. При этом действующие на рынке продавцы не располагают возможностью контроля рынка в силу малой его доли, приходящейся на каждого из них [15].