ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 2.4
Цель: закрепить знания об особенностях формирования доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста, сформировать умение создавать условия для помощи детям, испытывающим затруднения в общении.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Напишите реферат по одной из выбранных тем. Объем реферата – до 10 страниц.
Примерные темы рефератов:
- Организация совместной игровой деятельности как основа формирования доброжелательных отношений в детском коллективе.
- Методы формирования доброжелательного отношения к сверстникам в детском коллективе.
- Включение в игру активных детей: рекомендации для воспитателя.
- Включение в игру пассивных детей: рекомендации для воспитателя.
- Включение в игру робких детей: рекомендации для воспитателя.
- Игровая программа развития детского коллектива.
Включение в игру активных детей
Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку». 6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т. д., использовать мотивы знакомых сказок.
7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т. д.).
8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит. д.).
9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
10. Поощрять стремление детей
«оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской, поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Рекомендации по планированию игровой деятельности
Перспективное планирование Календарное планирование
I. Самостоятельные игры
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)
2. Сюжетно – ролевая игра
3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).
4. Театрализованные игры • Ежедневно вечером 1 игра
• Ежедневно вечером
• Ежедневно вечером
• Ежедневно вечером
II. Обучающие игры:
1. Дидактические игры
2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).
3. Словесные, ТРИЗ игры.
4. Пальчиковые, хороводные
5. Подвижные с правилами.
6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)
• Ежедневно утром и вечером
• Ежедневно утром и вечером
• Ежедневно утром и вечером
• Ежедневно утром и вечером
• Ежедневно утром и вечером
• Ежедневно утром и вечером
III. Игры национальные:
1. Дидактические
2. Подвижные игры с правилами
• В средних, старших, подготовительных группах
• В средних, старших, подготовительных группах
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).
2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
• воспитательные : усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
• трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
• использование художественного слова и художественной деятельности;
• развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре :
• изучение методической литературы;
• составление плана игры, конспекта;
• приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Задание 2. Разработайте картотеку конфликтных ситуаций между детьми дошкольного возраста (не менее 10), свидетелем которых вы были, по схеме:
- дата, возраст детей;
- место конфликта, его участники;
- содержание конфликта;
- итог конфликта;
- выводы воспитателя.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.
Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность.