Файл: Октябрь 1917 года революция или государственный переворот Современные дискуссии и оценки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания к теме 7.
-
Октябрь 1917 года: революция или государственный переворот? Современные дискуссии и оценки.
Революцию часто называют общественным взрывом. В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Ещё совсем недавно, понятие «Великая Октябрьская социалистическая революция» провозглашалось «главным событием ХХ века», а потому и не могло быть предметом критики. Однако в последнее время всё чаще проявляется тенденция к пересмотру роли и места данного периода нашей истории. Вместо общепринятого в советские времена термина «Великая Октябрьская социалистическая революция» появилось выражение «октябрьский переворот».Это сопровождалось переоценкой значения события, случившегося в октябре 1917-го года, - от положительного к почти негативному. Следует отметить, что эта кардинальная переоценка значения и последствий октябрьских событий 1917-го произошла главным образом вследствие изменений, произошедших в общественных настроениях под влиянием политической борьбы, развернувшейся в Советском Союзе в конце 1980-х - в начале 1990-х гг. и особенно после его развала. Следует заметить, что появление различных новых версий октябрьских событий 1917 г. часто является следствием произвольной трактовки самого понятия «революция». Как известно, сущность революции заключается в изменении состояния общества, в резком переходе к новой стадии его развития. Государственный же переворот, осуществляемый обычно силовыми методами, представляет, по существу, борьбу за власть между отдельными группами сил, в то время как общество продолжает пребывать в прежнем состоянии. Настоящая революция резко разделяет общество, втягивая в политическую борьбу большие массы народа, приводит к власти новые классы или социальные группы, меняет форму собственности, то есть осуществляет сущностное преобразование строя. Переворот же ограничивается, как правило, изменениями в расстановке политических сил, которые находятся у государственного руля или стремятся им овладеть. В отличие от переворота, который заинтересованные в нём силы заранее планируют и организуют, разработать «сценарий» революции нельзя, ибо, как свидетельствует исторический опыт, революции развиваются по своим «законам» и логике, овладеть которыми людям бывает практически не под силу.
Известно, что Россия «забеременила» революцией задолго до Октября 1917 г. Назревшие задачи общественного развития в течение десятилетий оставались нерешёнными. Среди них важнейшими были:
* аграрный вопрос;
* доведение до конца индустриализации;
* подъём культурно-образовательного уровня народа;
К тому же мировая война 1914 - 1918 гг. чрезвычайно обострила все общественные противоречия и привела к небывалой по сравнению с другими воюющими государствами хозяйственной разрухе. Самодержавие в очередной раз продемонстрировало свою беспомощность, за что и было «наказано» Февральской революцией. Общественный кризис достиг такой глубины, что весной 1917 г. Россия фактически разваливалась как государство, а российский капитализм - как социальная система. После отречения царя казалось, что российская буржуазия, придя к государственной власти, получила шанс преодолеть кризис, но её представители во Временном правительстве этим шансом не воспользовались. Осенью 1917 г. стал очевидным прогрессирующий паралич государственной власти, которая оказалась неспособной даже провести обещанные выборы в Учредительное собрание, которое должно было определить дальнейшее направление развития страны. Более того, начала просматриваться ещё одна - действительно ужасная - альтернатива. Почти десять миллионов одичавших и разъярённых солдат, с оружием в руках, в массовом порядке отказывались выполнять приказы командования, оставляли фронт и, захватив эшелоны, двигались вглубь страны.
Таким образом, основными причинами Октября 1917-го были глубинные противоречия, которые накапливались в политической, экономической, социальной, национальной сферах общественной жизни, разрешить которые реформистским путём уже было невозможно, особенно из-за позиции правящих кругов, тормозящих необходимый процесс модернизации. Непосредственные результаты Октябрьской революции были реальными и неоспоримыми: она вырвала Россию из кровавой изнурительной войны; предотвратила национальную катастрофу, которая угрожала обществу, всё больше погружавшемуся в состояние хаоса; сохранила территориальную целостность и независимость страны, защитив её суверенитет; освободила трудящихся от эксплуатации и угнетения, дав землю крестьянам, передав фабрики и заводы в управление и под контроль рабочих; установила новую форму власти - Советы - как власть действительно народную.
Среди тех, кто не согласен считать октябрьские события 1917 года революцией, популярны утверждения, что, мол, и сами организаторы вооружённого восстания в Петрограде - Ленин и Троцкий - называли приход большевиков к власти переворотом. Действительно, в произведениях Ленина и Троцкого можно встретить выражение «переворот» или «октябрьский переворот», но ещё чаще - и намного чаще! - они употребляли выражение «Октябрьская революция». Причём термин «октябрьский переворот» они использовали именно в значении понятия «революция», то есть, подразумевая кардинальное изменение социального строя.
Социальная революция развивалась постепенно, в совершенно различных формах. Широкомасштабная крестьянская война; глубокое моральное разложение армии; борьба рабочих за свои права; движение за национальную независимость некоренных народов России - всё это компоненты социальной революции в России; и каждое из этих движений поддерживало популярные большевистские лозунги: «Мир народам!», «Земля крестьянам!», «Вся власть Советам!», «Фабрики рабочим!». Поэтому утверждать, что в октябре 1917 г. в Петрограде произошёл всего лишь переворот, значит сознательно игнорировать исторические факты. Нельзя забывать, что это событие подорвало вековые устои царской России и кардинально изменило вектор её исторического развития, положив начало созданию совершенно нового общества. Никакой государственный переворот не способен породить новое общество.
К Октябрьской революции можно относиться по-разному, и каждый имеет право на свою точку зрения и собственную оценку её значения. Однако отрицать очевидный факт, что в октябре 1917 г. в Петрограде началась революция - именно революция, а не всего лишь переворот, - значит, не понимать сущности самого понятия «революция». И хотя по форме организованное большевиками восстание и захват власти действительно напоминали государственный переворот, на самом деле это было началом одной из наиболее глубоких и драматических в истории социальных революций. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют о том, что революции в России начала ХХ века явились результатом сравнительно длительного развития российской жизни, где заключительной фазой и стал Октябрь. Представить ХХ век без Октябрьской революции в России невозможно, ибо без неё сама история этого столетия была бы другой.
Таким образом, признаки, как революции, так и переворота и заговора имели место в дни октября. События октября представляли собой наиболее острую форму борьбы между нарождающимися новыми и отживающими старыми формами общественных отношений.
2. Назовите основные причины Гражданской войны. Была ли реальна демократическая альтернатива развития России в период Гражданской войны?
Гражданская война в России представляла собой вооруженную борьбу между различными группами населения, которая первоначально имела региональный (локальный), а затем приобрела общенациональные масштабы. Среди причины начала Гражданской войны в России стали:
- изменения политического строя в государстве;
- отказ большевиков от принципов парламентаризма (разгон Учредительного собрания), иные недемократические меры большевиков, вызывавшие недовольство не только интеллигенции и крестьян, но и рабочих;
- экономическая политика советской власти в деревне, которая привела к фактической отмене Декрета о земле;
- национализация всей земли и конфискация помещичьей вызвали ожесточенное сопротивление ее бывших владельцев. Буржуазия, напуганная размахом национализации промышленности, хотела вернуть фабрики и заводы. Ликвидация товарно-денежных отношений и установление государственной монополии на распределение продуктов и товаров больно ударили по имущественному положению средней и мелкой буржуазии.
- создание однопартийной политической системы оттолкнуло от большевиков социалистические партии и демократические общественные организации;
- особенностью Гражданской войны в России стало присутствие на ее территории крупной интервенционистской группировки войск, которая обусловила затягивание войны и умножила человеческие жертвы.
Советская пропаганда и историография убеждали народ, что Октябрь 1917 г. был предопределен всем ходом всемирно-исторического процесса и других вариантов у страны не было. И до сих пор среди отечественных консерваторов, монархистов и коммунистов, а также среди западных левых интеллектуалов доминирует взгляд, что в России могла утвердиться только диктатура – белая или красная, с порога отметаются попытки хотя бы проанализировать шансы и потенциал демократической альтернативы. Да, большевики взяли власть, но это вовсе не значит, что это был неизбежный итог. Был ведь еще и путь февраля 1917 г., который не был реализован до конца и прерван октябрем 1917 г. и разгоном Учредительного собрания в январе 1918 г.
После крушения монархии в феврале 1917 г. движение страны в сторону многопартийности, политических свобод и демократии, которое венчало долгожданное и легитимное Всероссийское учредительное собрание, было вполне закономерно. Оно было подготовлено предшествующими десятилетиями модернизации страны, развитием гражданского общества, приверженностью значительной части интеллигенции идеям демократии. Этому восходящему потоку противостоял поток нисходящий, достигший апогея в годы Гражданской войны, – на архаизацию, насильственные действия вместо мирных, распыление целых классов, уничтожение и деградацию структур. Именно первый путь должен был стать для страны магистральным. И то, что страна была уведена с него в силу целого ряда причин, вовсе не значит, что он был маловероятен. Сегодня мало кто склонен связывать демократическую альтернативу с партией социалистов-революционеров. Она вступила на арену российской политики на рубеже 1901–1902 гг. как преемница и продолжательница идей и традиций старого народничества и прежде всего народовольчества. Сейчас в общественном сознании причудливо переплелись советские и постсоветские оценки: эсеры – это революционаристская, террористическая, почвенническая партия, сочетавшая в своей программе социалистические утопии и консервацию патриархальных пережитков, террором разжигавшая накал страстей в обществе, открывшая дорогу большевистскому красному террору, который трактуется как прямое и логическое продолжение эсеровского оппозиционного терроризма (мне представляется, что вовсе не террор был главным в мировоззрении и в практике демократической части эсеров. Террористическая же тактика начала ХХ в. была, на мой взгляд, серьезной ошибкой, навредившей ПСР как массовой социалистической партии). В результате для большинства сегодня эсеры и демократия – это полный оксюморон.
Говорить о реалистичности эсеровской демократической альтернативы в 1917 г. я полагаю допустимым хотя бы потому, что предложенная ПСР программа преобразования страны, где главными пунктами были «социализация земли» и федеративное устройство России, получила поддержку значительной части страны. Именно это позволило ей стать в 1917 г. самой многочисленной и популярной партией в России. Один из лидеров эсеров – Виктор Чернов в 1930-е гг. констатировал: «Эти выборные успехи приходится всецело приписать огромной популярности, которую завоевала эсеровская программа, в особенности же два ее пункта: земельная реформа и требование федеративного переустройства России. Наоборот, источником слабости партии была ее тактика».