Файл: Программа формирования универсальных учебных действий для ооп ооо по фгос2021 и фоп пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) обучающихся на уровне ооо в мбоу Средняя школа 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа формирования универсальных учебных действий
для ООП ООО по ФГОС-2021 и ФОП

Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уровне ООО в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

  • положением об организации исследовательской и проектной деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска.

Программа формирования УУД конкретизирует требования ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС ООО как обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющиеся результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Программа формирования УУД нацелена на обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также на реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, и развивающего потенциала общего образования.

Программа формирования УУД на уровне ООО составлена в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования и включает три раздела:

  • целевой;

  • содержательный;

  • организационный.

В соответствии с ФГОС ООО программа формирования УУД содержит:

  • описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Целевой раздел

Целью программы является формирование УУД обучающихся. УУД позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях и являются результатами освоения обучающимися ООП ООО.


Программа формирования УУД у обучающихся в МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска обеспечивает:

  • развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у обучающихся;

  • формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач;

  • повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;

  • овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ;

  • на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Интернет), формирование культуры пользования ИКТ;

  • формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов, модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, отражают способность обучающихся использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать учебными знаково-символическими средствами, направленными:

  • на овладение умениями замещения, моделирования, кодирования и декодирования информации, логическими операциями, включая общие приемы решения задач (универсальные учебные познавательные действия);

  • приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (универсальные учебные коммуникативные действия);

  • включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).


Содержательный раздел

Программа формирования УУД у обучающихся МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска содержит:

  1. Описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

  2. Особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы.

1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов

Содержание основного общего образования определяется ООП ООО. Предметное учебное содержание фиксируется в рабочих программах.

Педагоги МБОУ «Средняя школа № 1» г. Энска используют федеральные рабочие программы, в которых определенные во ФГОС ООО УУД отражаются в трех компонентах:

  • как часть метапредметных результатов обучения в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне основного общего образования» (представлены в содержательном разделе ООП ООО);

  • в соотнесении с предметными результатами по основным разделам и темам учебного содержания (представлены в содержательном разделе ООП ООО);

  • в разделе «Основные виды деятельности» тематического планирования (представлены в рабочих программах по учебным предметам).

Описание реализации требований формирования УУД в предметных результатах и тематическом планировании по предметным областям.

1. Русский язык и литература.

1.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых логических действий:

  • анализировать, классифицировать, сравнивать языковые единицы, а также тексты различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов речи и жанров;

  • выявлять и характеризовать существенные признаки классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа языковых единиц, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов речи и жанров;

  • <...>

1.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых исследовательских действий:

  • самостоятельно определять и формулировать цели лингвистических мини-исследований, формулировать и использовать вопросы как исследовательский инструмент;

  • формулировать в устной и письменной форме гипотезу предстоящего исследования (исследовательского проекта) языкового материала; осуществлять проверку гипотезы; аргументировать свою позицию, мнение;

  • <...>


1.3. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части работы с информацией:

  • <...>

  • выделять главную и дополнительную информацию текстов; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной задачи, и восполнять его путем использования других источников информации;

  • в процессе чтения текста прогнозировать его содержание (по названию, ключевым словам, по первому и последнему абзацу и др.), выдвигать предположения о дальнейшем развитии мысли автора и проверять их в процессе чтения текста, вести диалог с текстом;

  • <...>

1.4. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

  • владеть различными видами монолога и диалога, формулировать в устной и письменной форме суждения на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения; правильно, логично, аргументированно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  • выражать свою точку зрения и аргументировать ее в диалогах и дискуссиях; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога и полилога, обнаруживать различие и сходство позиций; корректно выражать свое отношение к суждениям собеседников;

  • <...>

1.5. Формирование универсальных учебных регулятивных действий:

  • владеть социокультурными нормами и нормами речевого поведения в актуальных сферах речевого общения, соблюдать нормы современного русского литературного языка и нормы речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой);

  • публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с этим составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;

  • <...>

2. Иностранный язык.

2.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых логических действий:

  • выявлять признаки и свойства языковых единиц и языковых явлений иностранного языка; применять изученные правила, алгоритмы;

  • анализировать, устанавливать аналогии между способами выражения мысли средствами родного и иностранного языков;

  • сравнивать, упорядочивать, классифицировать языковые единицы и языковые явления иностранного языка, разные типы высказывания;

  • <...>


2.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части работы с информацией:

  • использовать в соответствии с коммуникативной задачей различные стратегии чтения и аудирования для получения информации (с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным пониманием);

  • прогнозировать содержание текста по заголовку; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий по началу текста; устанавливать логическую последовательность основных фактов; восстанавливать текст из разрозненных абзацев;

  • полно и точно понимать прочитанный текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); использовать внешние формальные элементы текста (подзаголовки, иллюстрации, сноски) для понимания его содержания;

  • фиксировать информацию доступными средствами (в виде ключевых слов, плана);

  • <...>

2.3. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

  • воспринимать и создавать собственные диалогические и монологические высказывания, участвуя в обсуждениях, выступлениях; выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

  • осуществлять смысловое чтение текста с учетом коммуникативной задачи и вида текста, используя разные стратегии чтения (с пониманием основного содержания, с полным пониманием, с нахождением интересующей информации);

  • анализировать и восстанавливать текст с опущенными в учебных целях фрагментами;

  • <...>

3. Математика и информатика

<...>

4. Естественно-научные предметы

<...>

Способы формирования знаний и навыков в области финансовой грамотности на уровне ООО

Часть ООП

Организационная форма

Форма контроля

Урочная деятельность

Интеграция модулей и тем по финансовой грамотности в учебные предметы, входящие в обязательную часть ООП:

  • математика;

  • информатика;

  • обществознание;

  • география;

  • ОБЖ

Комплексная диагностическая работа

Учебный курс «Финансовая грамотность» для 5–9-х классов в части, формируемой участниками образовательных отношений

Комплексная диагностическая работа

Внеурочная деятельность

Курсы внеурочной деятельности:

  • «Математика и финансы» (5–7-е классы);

  • «Финансовая безопасность» (8–9-е классы)

Публичная презентация проекта;

участие в конкурсах и олимпиадах по финансовой грамотности

Кружок «Финансовый ликбез» (5–6-е классы)

Участие в конкурсах и олимпиадах по финансовой грамотности

Клуб «Первый стартап» (8–9-е классы)

Публичная презентация проекта

Образовательные события в соответствии с календарным планом воспитательной работы:

  • метапредметная неделя по финансовой грамотности «В мире финансов»;

  • олимпиада по финансовой грамотности (5–9-е классы);

  • квиз по финансовой грамотности (8–9-е классы);

  • общешкольный финансовый диктант (5–7-е классы);

  • квест-игра «Финансовые следопыты» (5–6-е классы);

  • онлайн-уроки по финансовой грамотности (dni-fg.ru);

  • <...>

Количество участников, доля призеров и победителей.

Результаты участия в конкурсах и олимпиадах, конкурсах проектных работ городского и регионального уровня