Файл: Международное право 11 Право международной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международное право №11
Право международной безопасности
1. Понятие права международной безопасности и его источники.
Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права — права международной безопасности.
Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями.
Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы. в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII).
Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей Организации
Объединенных Наций (ст. 1).
Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении
силы в международных отношениях и запрещении навечно применения
ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).
Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:
I.
Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в
пространственном отношении.

К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985 г.) и др.
II.
Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в
количественном и качественном отношениях.
Это — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).
III. Договоры, запрещающие производство определенных видов
оружия и предписывающие их уничтожение.
Таковы — Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).
IV.
Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного
(несанкционированного) возникновения войны.
Это — Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в
1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США
(1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических
Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.


Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на
Будапештской встрече на высшем уровне государств — участников СБСЕ
5—6 декабря 1994 г.
2. Принципы права международной безопасности.
Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы международного права, которые создают необходимые условия для реализации концепции международной безопасности.
Среди этих принципов особое значение имеют:

принципы неприменения силы или угрозы силой

принцип мирного разрешения споров и др.
Помимо общепризнанных принципов и норм международного права, право международной безопасности имеет свои отраслевые принципы:
1. Принцип неделимости международной безопасности.
Обеспечение международной безопасности является глобальной проблемой, затрагивающей интересы всех народов и государств. Глобальные проблемы взаимосвязаны и касаются всех субъектов международного права. Они имеют планетарный, общемировой характер, требуют коллективных усилий всех государств. Глобальные проблемы обуславливают взаимосвязь и противоречия государств. Проблемы войны и мира стали глобальными сравнительно недавно, в результате появления ядерного оружия. Право международной безопасности — основное средство решения глобальных проблем и прежде всего предотвращения войны и обеспечения мира.
2. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств.
Согласно этому принципу, любое государство должно проводить миролюбивую политику, такую внешнюю политику, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и других стран мира, а также всего международного сообщества. Высшие органы власти каждого государства обязаны прежде всего заботиться об обеспечении национальной безопасности, поскольку такая задача является одним из приоритетов их деятельности
3.Принцип равенства и одинаковой безопасности.
В литературе выявляются следующие основные компоненты принципа равноправной безопасности:


право каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность для всех в равной мере;

учет интересов всех договаривающихся стран (без дискриминации) с точки зрения обеспечения их безопасности;

никто не может получить односторонних преимуществ в обеспечении безопасности;

нельзя укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других;

отказ от любых действий, наносящих такой ущерб.
Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы: а) по содержанию (мирные средства и принудительные меры); б) по роли в обеспечении международной безопасности; в) по сфере применения (в пределах территории одного госу­дарства, в пределах региона, в масштабах всего мира).
Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Он включает в себя, в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет; меры доверия.
3. Международные организации коллективной безопасности.
Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств всего мира (универсальная) или определенного географического района (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международного мира и безопасности.
Система коллективной безопасности юридически оформляется договорами и часто предполагает создание организации коллективной безопасности.
Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обязательства:
1) не прибегать к силе или к угрозе силой;
2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;
3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности международному миру, оздоровления международной обстановки;


4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в военных вопросах.
Современная система коллективной безопасности делится на универсальную
(в основе лежит организация коллективной безопасности – ООН) и
региональные (в основах лежат региональные договоры и организации).
Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универсальной организацией коллективной безопасности.
Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер.
Средства безопасности, которыми располагает ООН:

меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

меры разоружения (ст. 11, 26,47);

меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

меры по использованию региональных организаций безопасности (гл.
VIII);

временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил
(ст. 41);

принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).
Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных систем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъемлющей безопасности.
К соглашениям о региональной коллективной безопасности предъявляется ряд требований:

мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.
Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном разрешении споров 1948 г.
2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО представляет собой организацию, которая предлагает и политические, и военные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации участвуют 26 государств.
3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Образована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Участвуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В основном нацелена на использование мирных средств обеспечения международной безопасности.
4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в
1992 году. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь,
Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Является военно- политическим союзом.
НАТО.
Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств- членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.
Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания.
Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.
Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным
главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах

военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и
Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.
К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.
НАТО сотрудничает с РФ. Так, с мая 2002 года создан Совет «Россия —
НАТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

в воздушном пространстве;

в области тыла и материально-технического обеспечения;

в области противоракетной обороны.
В 2003 году Министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО
Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок.
С 2004 года Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.
ОБСЕ.
Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;

экономическая и экологическая безопасность.
Именно благодаря ОБСЕ появилось, так называемое, человеческое измерение безопасности.
Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

общая система (на основе главы VI Устава ООН);

специальная система (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов – на первом этапе используется примирение, а затем в постоянно действующем арбитраже.
Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов.

В результате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко используются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установления фактов, миссии военных наблюдателей.
Также возможно применение вооруженной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за прекращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфликтующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).
ОДКБ.
В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют, в том числе, и иностранные военные базы
(американская в Киргизии, французская в Таджикистане).
В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество.
В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания
Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек).
Планируются совместные учения и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал предложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организации разведывательные и контрразведывательные структуры.
В рамках организации проводятся совместные учения, планируются общие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государствам-участникам.
Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Также созданы:
1. Совет министров иностранных дел — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
2. Совет министров обороны — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
3. Комитет секретарей советов безопасности — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.


4. Высшим административным должностным лицом является Генеральный
секретарь.
В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.
4. Правила осуществления миротворческих операций.
Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции. Их деятельность регулируется принятой на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.
Во-первых, миротворческие операции приобрели значительный размах.
Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.
Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами.
Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами.
Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживания смертоносных наземных мин.
Существуют два вида миротворческих операций:

миссии наблюдателей;

операции с участием миротворческих сил.
Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны.
Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам,
Которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму.
Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемый с согласия основных воюющих сторон и предназначенный для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии.
Цель - поддержка дипломатического усилий во имя достижения политического урегулирования спора.
Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:
• их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;
• миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;
• миротворческие силы действуют под флагом ООН;
• миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;
• миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.
Миротворческие силы были применены уже в 1948 г.
По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были ориентированы группы наблюдателей для контроля за перемирие, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.
Как правило, Совет Безопасности ООН учреждает миссии по поддержанию мира и определяет параметры их деятельности. Это достигается путем предоставления Миссии мандата - описания стоящих перед ними задач.
Чтобы учредить новую миссию по поддержания мира или изменить мандат, или численность личного состава любой существующей миссии, за соответствующее предложение Должны проголосовать 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности.
Тем не менее, если любой из пяти постоянных членов - Китай, Российская
Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты или Франция - проголосует против такого предложения, оно не принимается.
Департамент операций по поддержанию мира руководит и управляет миссией от имени Генерального секретаря, который отчитывается о их деятельности перед Советом Безопасности.
Большинство миссий возглавляют специальные представители Генерального секретаря. ДОПМ помогает Генеральному секретарю формулировать правила и процедуры деятельности по поддержания мира, вынося рекомендации в отношении учреждения новых миссий и управляя существующими миссиями.