Файл: Патопсихологическое исследование подростка с онкозаболеванием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России)

644099 г. Омск, ул. Ленина, д. 12

т. (3812) 957-001,т/ф (3812) 957-002 E-mail: rector@omsk-osma.ru



Тема: «Патопсихологическое исследование подростка с онкозаболеванием»


Выполнил(а):

Ковалева Татьяна Фаридовна

Омск – 2022 г.

Пациент Виктория 17 лет.

Подросток находится в ОДКБ на стационаре с 22 января2022 г.

Причина обращения: проводится по запросу матери, жалобы: апатия, утомляемость, тревожность

Анамнез:

Ребенок от 2 беременности, протекающей во второй половине с многоводием. Роды первые, срочные, не осложненные, масса при рождении 3600 гр. Закричала сразу, грудное вскармливание до 10 месяцев. Период новорожденности протекал без особенностей. Росла и развивалась по возрасту. Перенесла редкие ОРВИ: Аллергоанамнез без особенностей. Профилактические прививки по календарю. Из перенесенных травм - закрытый перелом обеих костей левого предплечья в нижней трети без смещения в августе 2011 года. Операций не было. Наследственность не отягощена.

В июле 2011 года появилось новообразование в области правой надбровной дуги после травмы головы – на МСКТ выявлена фиброзная дисплазия черепа.

Мать считает ребенка больным с 07.11.2011 г., когда появились жалобы на кашель, повышение температуры 38 гр.- участковым педиатром была назначена симптоматическая терапия. С 11.11.2011 не лихорадит, однако при очередном осмотре педиатр обратила внимание на проявления анемического и гиперпластического синдрома (бледность кожи, увеличение печени и селезенки).

14.11.2011 г. Был сдан анализ крови по месту жительства и несмотря на то, что бластных клеток обнаружено не было, педиатр проконсультировался с зав. Гематологическим отделением ОДКБ – при пересмотре мазков врачом – лаборантом ОДКБ выявлено 50% бластных клеток.


Ребенок получал программную полихимиотерапию с 18.11.2011 по 12.07.2012 г. Была снята со специфического лечения 14.03.2014 г.

Диагноз Острый лимфобластный лейкоз L 1-2 по FAB-классификации, B- линейный вариант, подвариант B –II.

Сопутствующий

Доброкачественное образование щитовидной железы – многоузловой зоб

Добракачественное новообразование костей и черепа.

Преждевременное половое развитие по изосексуальному типу. Нерегулярные месячные.

Хронический вирусный гипатит С.

Актуальность темы исследования

Онкологическое заболевание ребенка – серьезное испытание не только для него самого, но и для всей его семьи. Заболевшего ребенка и его семью сопровождает множество трудностей, причем не только в периоды постановки диагноза и лечения, но и после его завершения, в случаях выздоровления. Выход в ремиссию является достаточно сложным периодом в жизни ребенка, т.к. он испытывает страдания в связи с теми изменениями, которые привнесла в его жизнь болезнь, и требуется немало времени и усилий, чтобы принять их. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что может привести к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных кризисов взросления и становление личности даже в отдаленном периоде после окончания лечения.

В январе 2022 года поступила в тяжелом состоянии в ОДКБ с поздним изолированным костномозговым рецидивом основного заболевания. Учитывая давность заболевания первоначальный диагноз установлен 10 лет назад (более 30 месяцев от изначального диагностированного заболевания. Сейчас находится по настоящее время в отделении гематологии и проходит повторное лечение полихимиотерапии. Мать подростка обратилась с жалобой, что в последнее время ее дочь стала замкнутой не разговорчивой иногда может проявлять агрессию по отношению к ней. Так же Виктория перестала за собой ухаживать может не расчесываться и не мыть голову по несколько дней, не встает с постели лежит целыми днями на кровати в компьютере или спит. Хотя по рекомендации врачей нужно ходить, а не в коем случае не лежать. На все замечания со стороны врачей или мед. персонала отвечает не охотно, к матери не прислушивается. Мать обеспокоена эмоционально психологическим состоянием дочери, потому что ее ребенок все 10 лет

после перенесенной болезни ранее, был совершенно нормальным не замкнутым ребенком. В школе Виктория училась на отлично, имеет большой круг общения, всегда за собой ухаживала.

Анализ и интерпретация результатов исследования.

Цель исследования: исследование когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

Методы исследования: наблюдение, клиническая беседа.

Методики исследования:«Заучивание 10 слов» (методика А. Лурия), таблицы Шульте, «Пиктограмма», автор А.Р. Лурия, тест Эбингауза, исследование самооценки Дембо- Рубинштейна. Шкала тревоги и депрессии, тест тревожности Спилберга – Ханина. Беседа, наблюдение.

Результаты исследования:

Память Кривая запоминания 10 слов носит следующий характер: 9,9,9,. При отсроченном воспроизведении (через 60 минут) воспроизводит 9 слов. Объем словесной - механической памяти в пределах нормы.

Внимание. Таблица Шульте 42,1с.,40,2,36,2с,43,2 с, 31,2 (при норме 40-50 сек.), при том в Т3 ,Т4 были некоторые паузы в отыскивание числа ( смотрит и не видит). Нарушений избирательности внимания не выявлено - без ошибок Мотивационная сторона внимания в целом не нарушена. Выполняя методику, критична к результату, самостоятельно замечает и исправляет ошибки, следует инструкциям.

Мышление. Ассоциативная сфера. Методика Пиктограмм. Выявила атрибутивные, стандартные, конкретно-фотографические образы для опосредования. Опосредованное запоминание в норме.

Категориальный строй мышления в целом без нарушений, в методике «пиктограммы» символы подобраны адекватные, эмоционально красочные.

( веселый праздник – торт, солнце, дружба мальчик и девочка, человек лежит на кровати к слову болезнь, счастье солнце, ядовитый вопрос мухомор потому что он ядовитый, вкусный ужин пицца потому что с данной болезнью нельзя ее кушать, такие множественные ассоциации, свидетельствуют о обстоятельности мышления, предполагаю, что подросток находится в больнице на длительном лечении и хочется свободы, общение друзей и просто праздника.


Эмоционально волевая сфера Фон настроения снижен, до уровня субклинической депрессии (Д 8 баллов) Астения. Неустойчивость самооценки. Выявлена умеренная личностная тревожность (Тест Спилберга Ханина 7б). Критика сохранена.

Заключение и рекомендации.

В процессе патопсихологического исследования испытуемая отнеслась заинтересованно, с удовольствием выполняла задания, легко усваивала инструкции. Эмоционально лабильна. Задания выполняла сосредоточено и достаточно быстро. При методике Пиктограммы рисунки выполняла быстро, долго не раздумывала, легко находила ассоциации к абстрактному понятию. При воспроизведении слов правильно вспомнила все слова кроме «разлуки» назвав его прощанием, «самолет, улетающий в небе». При отыскивании чисел по таблицам Шульте исследуемая допустила 1 ошибку в выборе чисел, четко следовала инструкции. Испытуемая уложилась в отпущенное время, что говорит о хорошей концентрации внимания и его распределении. При исследовании слухоречевой памяти «Заучивание 10 слов», не выявлено снижение объема памяти. Выполнение методики сложностей у испытуемой не вызвало, очень понравилась эта методика объяснив тем, что обладает очень хорошей памятью и любит учить стихи.

Таким образом, у испытуемой на первый план выступает неравномерный темп психической деятельности, снижение настроения до уровня субклинической депрессии. Астения. Личностная тревожность в норме. Нарушений памяти, внимания, мышления, не выявлено.

Рекомендации: дополнительное обследование эмоционально личностной сферы.


«24» июня 2022 г. Медицинский психолог ____________ Т.Ф. Ковалева