Файл: Патопсихологическое исследование подростка с онкозаболеванием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России) 644099 г. Омск, ул. Ленина, д. 12 т. (3812) 957-001,т/ф (3812) 957-002 E-mail: rector@omsk-osma.ru |
Тема: «Патопсихологическое исследование подростка с онкозаболеванием»
Выполнил(а):
Ковалева Татьяна Фаридовна
Омск – 2022 г.
Пациент Виктория 17 лет.
Подросток находится в ОДКБ на стационаре с 22 января2022 г.
Причина обращения: проводится по запросу матери, жалобы: апатия, утомляемость, тревожность
Анамнез:
Ребенок от 2 беременности, протекающей во второй половине с многоводием. Роды первые, срочные, не осложненные, масса при рождении 3600 гр. Закричала сразу, грудное вскармливание до 10 месяцев. Период новорожденности протекал без особенностей. Росла и развивалась по возрасту. Перенесла редкие ОРВИ: Аллергоанамнез без особенностей. Профилактические прививки по календарю. Из перенесенных травм - закрытый перелом обеих костей левого предплечья в нижней трети без смещения в августе 2011 года. Операций не было. Наследственность не отягощена.
В июле 2011 года появилось новообразование в области правой надбровной дуги после травмы головы – на МСКТ выявлена фиброзная дисплазия черепа.
Мать считает ребенка больным с 07.11.2011 г., когда появились жалобы на кашель, повышение температуры 38 гр.- участковым педиатром была назначена симптоматическая терапия. С 11.11.2011 не лихорадит, однако при очередном осмотре педиатр обратила внимание на проявления анемического и гиперпластического синдрома (бледность кожи, увеличение печени и селезенки).
14.11.2011 г. Был сдан анализ крови по месту жительства и несмотря на то, что бластных клеток обнаружено не было, педиатр проконсультировался с зав. Гематологическим отделением ОДКБ – при пересмотре мазков врачом – лаборантом ОДКБ выявлено 50% бластных клеток.
Ребенок получал программную полихимиотерапию с 18.11.2011 по 12.07.2012 г. Была снята со специфического лечения 14.03.2014 г.
Диагноз Острый лимфобластный лейкоз L 1-2 по FAB-классификации, B- линейный вариант, подвариант B –II.
Сопутствующий
Доброкачественное образование щитовидной железы – многоузловой зоб
Добракачественное новообразование костей и черепа.
Преждевременное половое развитие по изосексуальному типу. Нерегулярные месячные.
Хронический вирусный гипатит С.
Актуальность темы исследования
Онкологическое заболевание ребенка – серьезное испытание не только для него самого, но и для всей его семьи. Заболевшего ребенка и его семью сопровождает множество трудностей, причем не только в периоды постановки диагноза и лечения, но и после его завершения, в случаях выздоровления. Выход в ремиссию является достаточно сложным периодом в жизни ребенка, т.к. он испытывает страдания в связи с теми изменениями, которые привнесла в его жизнь болезнь, и требуется немало времени и усилий, чтобы принять их. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что может привести к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных кризисов взросления и становление личности даже в отдаленном периоде после окончания лечения.
В январе 2022 года поступила в тяжелом состоянии в ОДКБ с поздним изолированным костномозговым рецидивом основного заболевания. Учитывая давность заболевания первоначальный диагноз установлен 10 лет назад (более 30 месяцев от изначального диагностированного заболевания. Сейчас находится по настоящее время в отделении гематологии и проходит повторное лечение полихимиотерапии. Мать подростка обратилась с жалобой, что в последнее время ее дочь стала замкнутой не разговорчивой иногда может проявлять агрессию по отношению к ней. Так же Виктория перестала за собой ухаживать может не расчесываться и не мыть голову по несколько дней, не встает с постели лежит целыми днями на кровати в компьютере или спит. Хотя по рекомендации врачей нужно ходить, а не в коем случае не лежать. На все замечания со стороны врачей или мед. персонала отвечает не охотно, к матери не прислушивается. Мать обеспокоена эмоционально психологическим состоянием дочери, потому что ее ребенок все 10 лет
после перенесенной болезни ранее, был совершенно нормальным не замкнутым ребенком. В школе Виктория училась на отлично, имеет большой круг общения, всегда за собой ухаживала.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
Цель исследования: исследование когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
Методы исследования: наблюдение, клиническая беседа.
Методики исследования:«Заучивание 10 слов» (методика А. Лурия), таблицы Шульте, «Пиктограмма», автор А.Р. Лурия, тест Эбингауза, исследование самооценки Дембо- Рубинштейна. Шкала тревоги и депрессии, тест тревожности Спилберга – Ханина. Беседа, наблюдение.
Результаты исследования:
Память Кривая запоминания 10 слов носит следующий характер: 9,9,9,. При отсроченном воспроизведении (через 60 минут) воспроизводит 9 слов. Объем словесной - механической памяти в пределах нормы.
Внимание. Таблица Шульте 42,1с.,40,2,36,2с,43,2 с, 31,2 (при норме 40-50 сек.), при том в Т3 ,Т4 были некоторые паузы в отыскивание числа ( смотрит и не видит). Нарушений избирательности внимания не выявлено - без ошибок Мотивационная сторона внимания в целом не нарушена. Выполняя методику, критична к результату, самостоятельно замечает и исправляет ошибки, следует инструкциям.
Мышление. Ассоциативная сфера. Методика Пиктограмм. Выявила атрибутивные, стандартные, конкретно-фотографические образы для опосредования. Опосредованное запоминание в норме.
Категориальный строй мышления в целом без нарушений, в методике «пиктограммы» символы подобраны адекватные, эмоционально красочные.
( веселый праздник – торт, солнце, дружба мальчик и девочка, человек лежит на кровати к слову болезнь, счастье солнце, ядовитый вопрос мухомор потому что он ядовитый, вкусный ужин пицца потому что с данной болезнью нельзя ее кушать, такие множественные ассоциации, свидетельствуют о обстоятельности мышления, предполагаю, что подросток находится в больнице на длительном лечении и хочется свободы, общение друзей и просто праздника.
Эмоционально волевая сфера Фон настроения снижен, до уровня субклинической депрессии (Д 8 баллов) Астения. Неустойчивость самооценки. Выявлена умеренная личностная тревожность (Тест Спилберга Ханина 7б). Критика сохранена.
Заключение и рекомендации.
В процессе патопсихологического исследования испытуемая отнеслась заинтересованно, с удовольствием выполняла задания, легко усваивала инструкции. Эмоционально лабильна. Задания выполняла сосредоточено и достаточно быстро. При методике Пиктограммы рисунки выполняла быстро, долго не раздумывала, легко находила ассоциации к абстрактному понятию. При воспроизведении слов правильно вспомнила все слова кроме «разлуки» назвав его прощанием, «самолет, улетающий в небе». При отыскивании чисел по таблицам Шульте исследуемая допустила 1 ошибку в выборе чисел, четко следовала инструкции. Испытуемая уложилась в отпущенное время, что говорит о хорошей концентрации внимания и его распределении. При исследовании слухоречевой памяти «Заучивание 10 слов», не выявлено снижение объема памяти. Выполнение методики сложностей у испытуемой не вызвало, очень понравилась эта методика объяснив тем, что обладает очень хорошей памятью и любит учить стихи.
Таким образом, у испытуемой на первый план выступает неравномерный темп психической деятельности, снижение настроения до уровня субклинической депрессии. Астения. Личностная тревожность в норме. Нарушений памяти, внимания, мышления, не выявлено.
Рекомендации: дополнительное обследование эмоционально личностной сферы.
«24» июня 2022 г. Медицинский психолог ____________ Т.Ф. Ковалева