Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом дежурных караулов псч по огп на 31. 0503. 06. 2022г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1627

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Утверждаю




Начальник--- ПСЧ ---- ПСО ФПС ГПС




ГУ МЧС России по --------




А.И. Иванов




«____» ______________2022 года

























ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных караулов ------ ПСЧ по ОГП

на 31.05-03.06.2022г.













Тема 2.6. Организация и проведение мероприятий по психологическому сопровождению деятельности личного состава в подразделениях ФПС ГПС МЧС России.



















Вид занятия: классно-групповое

Отводимое время: 1 (ч.)



















Цель занятия: ознакомить личный состав с данной темой



















Литература, используемая при проведении занятия: Интернет ресурсы: yurpsy.com/files/ucheb/psyobesp/012.htm



Развернутый план занятия:


  1. Учебный вопрос № 1: Психологическая профилактика и коррекция, (20 мин.).

Психологическая профилактика и коррекция - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение профессионального здоровья личного состава МЧС России.


Профессиональное здоровье определяется как состояние регуляторных свойств организма, физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающее высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное долголетие.

Особое внимание к профессиональному здоровью специалистов МЧС России обусловлено несколькими причинами. Во-первых, здоровье сотрудников МЧС России подвергается особому риску, так как решение профессиональных задач происходит в условиях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, необходимостью быстро принимать решения, сложными физическими условиями и сильными психоэмоциональными нагрузками. Под воздействием указанного комплекса стресс-факторов происходит изменение физического и психофизиологического состояний, что создает предпосылки для возникновения и развития негативных последствий стресса, которые характеризуются снижением работоспособности и профессиональной надежности специалистов. Работа в сложных стрессогенных условиях предъявляет высокие требования к здоровью сотрудников МЧС России, от уровня их профессионального здоровья напрямую зависит эффективность деятельности и качество выполнения профессиональных обязанностей [3].

Профессиональное здоровье представляет собой сложное и многоуровневое понятие, которое включает базовый и динамический компоненты, а также функциональные резервы организма (А. С. Мурачев (2001).

Базовый компонент профессионального здоровья определяется физическим статусом (антропометрические данные; физическая подготовленность; показатели вегетативного обеспечения физической деятельности).

Динамический компонент профессионального здоровья представляет текущее функциональное состояние организма, которое формируется под воздействием комплекса факторов среды и содержания профессиональной деятельности и определяет уровень работоспособности и надежности специалиста.

Функциональные резервы организма представляют сложную систему, обеспечивающую адаптивные возможности организма. Значительные функциональные резервы позволяют специалисту выполнять профессиональные обязанности в сложных условиях на пределе своих возможностей, длительно сохраняя высокую работоспособность, переносить физические и психологические перегрузки, оперативно восстанавливать оптимальное функциональное состояние, сохранять сопротивляемость организма к воздействию внешних факторов среды. Снижение функциональных резервов организма характеризуется уменьшением объема и степени мобилизации функциональных резервов, снижением переносимости повышенных физических и психических нагрузок, ухудшением адаптационных возможностей к климатическим, психическим, трудовым и социальным факторам и др.



Составляющими профессионального здоровья являются эмоциональный, когнитивный, поведенческий и социальный уровни.

Эмоциональный уровень - характеризуется высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильностью, адекватным проявлением эмоций в соответствии с ситуацией, умением регулировать эмоциональное состояние; безопасными способами отреагирования негативных эмоций.

Когнитивный уровень - включает знания о профессиональном здоровье и негативных последствиях профессионального стресса, о влиянии физического и психического здоровья на профессиональную деятельность, о методах саморегуляции. Когнитивный уровень также отражает отношение к профессиональному здоровью как одной из важных ценностей.

Поведенческий уровень - характеризуется наличием и выбором стратегий совладания в сложных и кризисных ситуациях, наличием ресурсов, локусом контроля (внутренним, внешним), моделями поведения, способностью адаптироваться к изменившимся условиям и требованиям ситуации и среды.

Социальный уровень - включает мотивацию и направленность на самореализацию и совершенствование в профессиональной деятельности, что позволяет эффективно выполнять профессиональные обязанности.

Таким образом, в рамках психологической профилактики и коррекции профессиональное здоровье рассматривается в системе ценностей профессиональной деятельности, обеспечивающей высокий уровень работоспособности и надежности специалиста. В связи с этим психологическая профилактика и коррекция, направленные, прежде всего, на сохранение и восстановление профессионального здоровья, являются одним из ключевых компонентов системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России [2].

Мероприятия по психологической профилактике позволяют сформировать у личного состава представления о профессиональном здоровье как о важной составляющей профессионализма и факторе эффективной профессиональной деятельности, повысить ценность и престижность профессионального здоровья. Мероприятия по психологической коррекции в первую очередь направлены на оптимизацию функционального состояния и работоспособности, повышая адаптационный потенциал специалистов и устраняя негативные последствия, сформировавшиеся в ходе выполнения профессиональной деятельности.


2.Учебный вопрос №2.
Основания для проведения психологической профилактики и коррекции в МЧС России (15 мин).

Психологическая профилактика и коррекция в системе МЧС России проводятся строго с учетом данных мониторингового и постэкспедиционного психодиагностического обследования. Научно-исследовательским отделом психологической и психофизиологической диагностики ЦЭПП МЧС России в рамках разработки критериев для выставления групп по результатам мониторингового психодиагностического обследования была проведена исследовательская работа, которая заключалась в сборе данных, полученных в ходе проведения диагностики, и их статистической обработке математическими критериями. В соответствии с утвержденным стандартом психодиагностических методик, применяемых при проведении мониторингового психодиагностического обследования, были выведены критерии, на основании которых происходит распределение обследуемого контингента по трем группам, определяющим необходимость психопрофилактических или психокоррекционных мероприятий [1].

I группа (состояние, не требующее коррекции) - наличие только 1 показателя с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку; либо уровень «ниже среднего» - по когнитивной сфере.

Отсутствуют показатели с высоким уровнем выраженности по личностному блоку (низким уровнем выраженности - по когнитивной сфере).

ВКМ: уровень функционального состояния «3», «4», «5».

СЗМР:

- уровень быстродействия: «3», «4», «5»;

- уровень безошибочности «3», «4», «5»;

-  уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3», «4», «5».

Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.

II  группа (психологическая профилактика) - наличие от 2 до 9 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку; уровень «ниже среднего» - по когнитивной сфере;

от 1до 6 показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) - по личностному блоку; «низкий уровень» - по когнитивной сфере.

ВКМ: уровень функционального состояния «3» *, «2», «1», «0» **


СЗМР:

- уровень быстродействия: «3» *, «2», «1» **

- уровень безошибочности: «3» *, «2», «1» **

-  уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3» *, «2», «1» **

Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.

*В случае уровня выраженности «3» по психофизиологическому блоку (ВКМ, СЗМР) необходимо рассматривать данный показатель в сочетании с показателями по психодиагностическим методикам. В случае отсутствия наличия необходимого количества показателей по психодиагностическим методикам - см. I группу. Остальные показатели по психофизиологическому блоку можно рассматривать изолированно.

**В случае уровня выраженности «2», «1», «0» по методике ВКМ, уровня выраженности «2», «1» по методике СЗМР необходимо уточнить у обследуемого про возможность влияния на показатели какого-либо внешнего фактора: бессонная ночь; обследование проводилось после смены; усталость; отвлекаемость во время обследования; слабая концентрация внимания (как во время обследования, так и вне его); моно- тония; какие-либо нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (в случае истинных заболеваний и информированности о них); движения, покашливания или какие-либо иные физиологические проявления во время съема показателей по ВКМ и т.д. Если причиной негативных результатов оказались внешние факторы, то необходимо предложить обследуемому переделать (по возможности) данные психофизиологическую методику (методики) через некоторое время (например, через 30-40 минут).

В случае если показатели оказываются на прежнем уровне или ухудшаются (при полном и четком выполнении инструкции к методике (-ам), то это свидетельствует о нарушении адаптационных механизмов организма; рассеяности внимания, что требует углубленного обследования в рамках профилактических мероприятий.

III группа (психологическая коррекция) - наличие от 10 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку; уровень «ниже среднего» - по когнитивной сфере;

от 7 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) - по личностному блоку; «низкий уровень» - по когнитивной сфере.

ВКМ: уровень функционального состояния «3», «2», «1», «0».