Файл: Содержание Введение Понятие о физических качествах человека Сила и основы методики ее воспитания Средства и методы воспитания выносливости Заключение Список литературы В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи развития силовых способностей

Первая задача  общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача  разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача  создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Средства воспитания силы


Средствами развития силы являются физические упражнения повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделятся на основные и дополнительные.

Основные средства

  1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

  2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

  • упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержания равновесия в упоре, в висе);

  • упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

  • упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

  • ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

  1. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

  2. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

  3. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

  • в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

  • в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства

  1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

  2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

  3. Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы. Так, для специальной силовой подготовки пловца лучше подойдет упражнение с эластическими приспособлениями, чем с отягощениями типа гантелей. В регби для игроков линии нападения лучше применять упражнения с сопротивлением и т.п.



По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы  его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и расслабление.

Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума).

Во втором случае вес может быть:

предельным  1 ПМ,

околопредельным  2-3 ПМ,

большим  4-7 ПМ,

умеренно большим  8-12 ПМ,

малым  19-25 ПМ,

очень малым  свыше 25 ПМ.

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них представлены в таблице.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении
, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.




Методы воспитания силы



Методы развития силы и их направленность в упражнениях с отягощениями

Методы развития силы

Направленность методов развития силы

Содержание компонентов нагрузки

Вес отягощения, % от максимума

Количество повторений упражнения

Количество подходов

Отдых, мин

Скорость преодолевающих движений

Темп выполнения упражнения

Метод максимальных усилий

Преимущественное развитие максимальной силы

До 100 и более

13

25

25

Медленная

Произвольный

Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы

9095

56

25

25

Медленная

Произвольный

Одновременное увеличение силы и мышечной массы

8590

56

36

23

Средняя

Средний

Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений

Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы

8085

810

36

23

Средняя

Средний

Уменьшение жирового компонента массы тела и совершенствование силовой выносливости

5070

1530

36

36

Средняя

Высокий до максимального

Совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц

3060

50100

26

56

Высокая

Высокий

Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений (до отказа)

Совершенствование силовой выносливости (анаэробной производительности)

3070

До отказа

24

510

Высокая

Субмаксимальный

Совершенствование силовой выносливости (гликотической емкости)

2060

До отказа

24

13

Высокая

Субмаксимальный

Метод динамических усилий

Совершенствование скорости отягощенных движений

1535

13

До падения скорости

До восстановления

Максимальная

Высокий

«Ударный» метод

Совершенствование «взрывной силы» и реактивной способности двигательного аппарата

1535

58

До падения мощности усилий

До восстановления

Максимальная

Произвольный