Файл: Политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: «Политические режимы»
1. Политический режим: понятие и признаки.

2. Тоталитарный режим.

3. Авторитарный режим.

4. Демократический режим.

1. Политический режим: понятие и признаки.
Политический режим — это система методов, способов и средств

осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в

сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его

режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного

устройства.
Признаки политического режима:

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти,

а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и

прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе

общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в

отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.)

при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых”

структур государства (армии, полиции, органов государственной

безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и

юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории

“политический режим”.


2. Тоталитарный режим.

Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”,

“целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался

политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем

есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его

суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем

государства над всеми областями общественной жизни, полным

подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но

оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется

представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами

массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни,

до мотивов поступков людей;

4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация

общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено

только то, что прямо разрешено законом”;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по

закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для

контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение,

террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального

аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный,

формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная,

монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется

плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его

окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны



общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению,

произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с

демократическими механизмами, нормами и институтами.

3. Авторитарный режим.

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода

“компромисс” между тоталитарным и демократическим политическими

режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с

другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство

общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом

(классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод

властвования и управления, как разновидность общественных отношений

(например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти

Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или

нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении

народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-

распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются

законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом,

хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут

использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности

государственных органов и должностных лиц, подотчетности и

подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные,

административные, в то же время отсутствует террор, практически не


применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы

осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;

8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не

оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной

жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может

существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии

должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в

противном случае они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным образом

провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте

(прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с

властью;

13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и

используются подчас и в сугубо политических целях;

14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не

харизматический.

4. Демократический режим.

В зависимости от особенностей набора методов и средств

государственного властвования различают два полярных режима —

демократический и антидемократический.

Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть

народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы

политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то,

к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые

сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция,

США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные

государства.

Признаки демократического режима:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной

власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии

(через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов


государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности

и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются

только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется

законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены

методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и

гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип

“дозволено все, что не запрещено законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование

политических партий, существование на законных основаниях политической

оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает

альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки,

контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в

своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на

законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию

развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые

законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику

государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях

конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима,

отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание

вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче

ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств

осуществления политической власти.