Файл: Правонарушения и юридическая ответственность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока

Тема: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Цели урока

Обучающие:

  1. Формирование понятия правонарушение и его признаков

  2. Формирование представления об основных видах правонарушений

  3. Формирование понятия юридической ответственности

  4. Формирование представления о видах юридической ответственности

  5. Формирование понятия презумпция невиновности

Развивающие:

  1. Формирование умения работать с текстом учебника (отвечать на вопросы)

  2. Формирование умения отвечать на вопрос к тексту документа

Воспитательные:

  1. Формирование ценностного отношения к закону

План урока

  1. Правонарушения и его признаки

  2. Виды правонарушений

  3. Юридическая ответственность

  4. Виды юридической ответственности

  5. Презумпция невиновности

Дидактический материал:

  1. Учебник Боголюбов Л.Н. «Обществознание» 9 класс М., 2014.

Ход урока:

Этапы урока

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Устанавливает дисциплину в классе. Проверяет присутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя.

Опрос домашнего задания








1.Объяснение

2.Объяснение

3.Сжатое изложение

4.Самостоятельная работа с текстом учебника.

5.Объяснение

Закрепление

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы, которая записана на доске, запишите тему и план урока у себя в тетрадях « Правонарушения и юридическая ответственность».

1.Правонарушения и его признаки

2.Виды правонарушений

3.Юридическая ответственность

4.Виды юридической ответственности

5.Презумпция невиновности

-Внимательно вслушавшись в звучание слова «правонарушение», можно легко понять его значение: правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений. Выражаясь языком юристов, правонарушение –это противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением.

-Ребята, запишите определение правонарушения в тетрадь.

-Противоправность –это один из основных признаков правонарушения.

-Юристы, когда характеризуют поведение человека или организации, употребляют слово «деяние». Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т.е. активное поведение, или бездействие – пассивное поведение , когда обязан был сделать , но не сделал.

-Правонарушением не могут быть чувства, мысли людей, но только до тех пор, пока эти мысли не повлекли за собой противоправного деяния. Следовательно, правонарушение – это всегда деяние.

-Правонарушение непременно связано с антиобщественным поведением, причиняет людям вред. Оскорбить, оклеветать кого-нибудь, угрожать кому-либо – это значит совершить правонарушение, нанести моральный вред. Ударить, избить кого-то – правонарушение, наносящее физический вред. Т.о. причинение вреда есть признак правонарушения.

-Еще одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Имеются ввиду те цели, замыслы, которыми руководствовался человек, совершивший правонарушение.

-Чтобы установить вину (виновность), необходимо ответить на вопросы: как лицо, совершившее деяние, относится к своему деянию? Каковы были его цели, замыслы, побуждения? Ответив на эти вопросы, можно установить форму вины, что очень важно, ибо от этого зависит наказание.

-Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

-Итак, правонарушение можно охарактеризовать следующим образом: это виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние. Оно имеет ряд обязательных признаков – мы их назвали выше. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения.

Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок. Согласно статье 14 Уголовного кодекса РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

-Запишите в тетради определение преступления.

-как видите, государство признает преступление опасным видом правонарушения и запрещает под угрозой наиболее сурового уголовного наказания (лишение свободы, конфискация имущества и т.д.)

-Более того, из-за общественной опасности УК РФ считает преступлением даже приготовление к нему (ст.30). Преступниками могут быть граждане , достигшие 16 лет, а по ряду преступлений- 14 лет. За такие преступления ,как убийство, похищение человека, грабеж, кража, изнасилование, терроризм и т.д. уголовная ответственность в соответствии со статьей 20 УК РФ наступает с 14-летнего возраста.

-Проступок- это тоже виновное, общественно опасное, противоправное деяние. От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности. Однако следует помнить, что проступок – это тоже посягательство на правопорядок. За проступки предусматривается наказания не уголовного характера- в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного вреда и даже исправительных работ.

-Все виды проступков (пьянство и дебоши, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, опоздание на работу ит.д.), безусловно, нарушают общественный порядок, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань – в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.

-Свобода, как вы уже знаете, неотделима от ответственности. Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.

-Во-первых, это замечательное, ценнейшее нравственное качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона. Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжелые последствия правонарушения.

-Во-вторых ,понятие юридическая ответственность имеет строго юридический смысл- это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

-Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причиненный ущерб, лишает свободы и т.д. Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Но ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

-Ребята! Прочитайте учебник на стр.84 и ответьте на вопрос ,«Какие виды юридической ответственности принято выделять»?

-Несколько загадочное слово «презумпция» в переводе с латыни означает «предположение». В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией. В юридическом смысле презумпция невиновности – это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

-Ребята, запишите в тетради определение презумпции невиновности.

Откройте учебник на стр. 81 прочитайте документ и ответьте на вопрос «Какие , на ваш взгляд, пути предупреждения преступлений, указанные автором , остаются важными в наши дни?»


Учащиеся открывают тетради и записывают тему и план урока «« Правонарушения и юридическая ответственность».

  1. Правонарушения и его признаки

  2. Виды правонарушений

  3. Юридическая ответственность

  4. Виды юридической ответственности

  5. Презумпция невиновности

Слушают учителя.

Записывают определение в тетрадях:

правонарушение –это противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением.

Слушают речь учителя.

-Записывают в свои тетради определение преступления.

- преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

-Читают параграф отвечают на вопрос.

-Ответы учащихся.

-Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.

-Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная ответственность . Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом – УК РФ.

- Административная ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. За такие правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.

-Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесенный им ущерб.

-Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.

Запись в тетрадь:

- презумпция невиновности – это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

Ответы учащихся:

-Законы должны быть ясны и просты;

-Чтобы просвещение рука об руку шло со свободой;

-Усовершенствование воспитания.










Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: §10, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.


Открывают свои дневники и записывают домашнее задание: §10, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.