Файл: 13. 04. 2020 оп 02 Психология специальность 44. 02. 05 группы к 11, К2а, 2б Лекционный материал и задания для практической работы студентов Тема. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.04.2020 ОП 02 Психология

специальность 44.02.05 группы К 11, К2а, 2б

Лекционный материал и задания для практической работы студентов

Тема. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте

1. Понятие о группах и коллективах. Особенности взаимоотношений детей со сверстниками. Динамика межличностных отношений и общения в младшем школьном возрасте.

2.Роль учителя в становлении межличностных отношений в детской группе.

3. Практическое занятие 13 «Определение социометрического статуса и межличностных отношений в ученическом коллективе».

4. Практическое занятие 14 «Разработка плана педагогических мероприятий по нормализации межличностных отношений в ученическом коллективе с учетом социометрического статуса учеников».
Вопросы и задания

1. Какие виды групп выделяют в психологии? Зафиксируйте в конспекте определение разных групп.

2. Дайте определение коллективу, межличностных отношений в группе, коллекти­ве.

4. Опишите более конкретно процедуру проведения теста социометрический «выбор» для использования в ученическом коллективе младших школьников.

5. Выполните в конспекте практическое занятие 14 «Разработка плана педагогических мероприятий по нормализации межличностных отношений в ученическом коллективе с учетом социометрического статуса учеников».
Выполняем задание в конспекте!!! Переписывать лекцию не нужно!!! Фото конспекта высылаем на classroom.google.com по коду!!!

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие о группах и коллективах. Взаимоотношения людей в группах.

Понятие о группах и коллективах

В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

Условная и реальная группы.

Условная группа - это общ­ность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группу по определенному признаку, например, команда лучших фут­болистов мира, символическая команда самых интерес­ных журналистов года и пр.

Реальная группа - это фактически существующая груп­па, общность людей, объединенная реальными отноше­ниями. Как только несколько человек вступают между со­бой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Даже мимолетные общения лю­дей порождают определенные отношения между ними. Каждый человек входит не только в такие кратковре­менные объединения, но и в более постоянные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы, бригады и пр. Число групп огромно. Они различаются меж­ду собой и по значению для человека, и по длительности существования, и по способу возникновения.


Группы, специально кем-то организованные для выпол­нения определенной деятельности, называют формаль­ными, а возникшие стихийно - неформальными.

Формальные группысоздаются на основе официальных документов. Например, класс в школе, студенческая груп­па в вузе, штат сотрудников отдела, лаборатории, бригада рабочих и пр. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Они предполагают соподчинение или равноправие, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Обычно деловые отношения дополняются личными, не предусмот­ренными инструкциями. Психологическая близость членов группы - симпатии, уважение, дружба - помогает в работе, отрицательные отношения - антипатия, неуважение, враж­да, зависть - вредят успеху дела.

Неформальная (неофициальная) группавозникает на ос­нове симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют зна­чения. Так складываются группы товарищей, едино­мышленников. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается.

В реальной жизни не всегда бывает легко поставить груп­пе точный диагноз - формальная она или неформальная. Малая группа насчитывает до 30-40 человек.

Референтная группа выделяется по признаку отноше­ния личности к нормам группы. Это реально существую­щая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референт­ную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеж­дения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

Человек может входить в группу, ценности которой он признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Тог­да он отстаивает, защищает эти нормы. Иногда человек, являясь членом одной группы, считает идеалом ценнос­ти, взгляды другой группы.

Каждый из нас принадлежит к нескольким группам, но своей группой, которая составляет для нас наиболь­шую ценность, мы считаем далеко не все. Именно в рефе­рентной группе мы черпаем нормы, ценности и установки своего поведения.

Структура реальной группы. Каждая социальная общность имеет свою историю: зарождается, проходит определен­ные этапы развития, достигает высшего уровня и иногда прекращает существование. Это относится и к формаль­ным группам, и к неформальным.

Начало формирования группы - ассоциация - объеди­нение людей на основе временного и пространственного признаков. Это, например, 1-й класс, группа I курса, туристическая группа и пр. Здесь еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Но эти контакты постепенно устанавливаются. И тогда ассоциация перерастает в качественно иную и более сложную группу -

груп­пу-кооперацию (корпорация) - замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь уже есть единство цели и един­ство деятельности по ее достижению. Но эта цель и дея­тельность обособлены, нередко противопоставляются це­лям других общностей, групп, общества в целом. Нет в такой группе и высокого уровня психологической комму­никативности.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Вслед за А.С. Макаренко, который под­черкивал, что коллективом может быть признана лишь груп­па, объединенная деятельностью, явно полезной для об­щества, в определении коллектива всегда подчеркивается «вынесенность» целей за рамки данной группы. В коллекти­ве люди: а) объединены общими целями совместной дея­тельности, б) эти цели обусловлены общественно-полезны­ми мотивами, в) люди объединены на задачах деятельнос­ти, явно полезной для общества, г) взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи, д) межличнос­тные отношения опосредуются общественно ценным и лич-ностно значимым содержанием совместной деятельности1.

В социальной психологии существуют разные подходы к классификации групп, будучи в той или иной мере ус­ловными, все они пытаются представить виды групп как результат их внутреннего развития, наметить ступени фор­мирования группы-коллектива.

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от «группы-ассоциации» (или «диффузной группы») до группы-коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом.

Группа, коллектив занимают существеннейшее место в процессе развития личности. Человек становится личнос­тью в обществе других людей, он не может жить без обще­ства себе подобных. Личностью, как мы знаем, человек не рождается, а становится, и становится именно благодаря общению с другими людьми.

Мы постоянно находимся среди людей; очень близких, родных - дома, в кругу друзей хорошо знакомых или мало знакомых - на работе, учебе, в гостях, в различного рода кружках и секциях; совсем незнакомых - на улице, в автобусе и трамвае, театре и кино, в музее и магазине, в столовой и ресторане, в больнице и доме отдыха, в ателье и в химчистке, на катке и на пляже, в поезде и самолете - везде и всегда.

Взаимоотношения коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно, влияет на лич­ность, он в состоянии не только формировать, но и пере­страивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в кол­лектив свой ум, эмоциональность, характер, способности.


Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направлен­ной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом.

Взаимоотношения людей в группах

Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют сис­тему межличностных отношений.Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным).

Что определяет психологический климат в кол­лективе?

1. Тип межличностных отношений - соотношение де­мократизма (коллегиальность в обсуждении и решении вопросов) и авторитарности (господство воли руководи­теля при решении всех вопросов). Тип отношений опре­деляет и стиль отношений в коллективе (группе) - от максимально личностно насыщенного до предельно обез­личенного, формального, бюрократического. Исследова­ния стиля руководства зародились в США в школе Курта Левина. Под стилем понималась та сторона взаимодей­ствия лидера с группой, которая преимущественно свя­зана с принятием решений и инструктированием. Реша­ющим и единственным параметром стиля считалась сте­пень разделения руководителем этих функций с членами группы. К. Левин и его сотрудники выделили три стиля: демократический, авторитарный и нейтральный (попусти­тельский, либеральный). Многие авторы стремятся рас­ширить традиционную схему стилей за счет введения в нее большего числа разновидностей стиля руководства, соотнося их с характеристиками групповой эффективности и подчеркивая необходимость умения руководителя использовать различные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки.

2. Степень личной независимости каждого члена коллек­тива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник (работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях.

4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнени­ям по вопросам служебного, а тем более непроизводствен­ного характера.

5. Справедливость и гибкость реально применяемой шка­лы поощрения и порицания.


6. Сознание справедливости оценки нашего вклада, уверен­ность, что с нашим мнением считаются при решении про­изводственных вопросов служат стимулом трудовой дея­тельности и способствуют созданию благоприятного пси­хологического климата. Административные санкции явля­ются антистимулами.

7. Умение руководителя выявлять, развивать и использо­вать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность. Умение доверять людям, контролиро­вать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «ко­мандный дух».

Взаимоотношения людей в группах в значительной сте­пени зависят от того, как они воспринимают друг друга.

Мы уже знаем, что восприятие - это не пассивное от­ражение реальности, а активный творческий процесс. Лич­ностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эф­фектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

«Эффект ореола» - влияние общего впечатления о дру­гом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный оре­ол - положительную или отрицательную установку на че­ловека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что сним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными сло­вами, если первое общее впечатление о человеке благо­приятное, то его положительные качества переоценива­ются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом небла­гоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если прият­ный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить и пр.

У учителя нередко проявляется подобная установка по отношению к ученику: «хорошему» ученику нередко за по­средственный ответ ставится «4», а «плохому» ученику за отличный или хороший ответ - «3». Под влиянием «эффек­та ореола» учитель может проглядеть у проблемного ребен­ка рождающееся желание начать учиться и хорошо себя ве­сти, а значит, и не сможет ему вовремя помочь. А ребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова со­вершить какой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к нему учителя.