Файл: Основы математического моделирования социальноэкономических процессов Понятие и сущность института. Институционная среда.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы математического моделирования социально-экономических процессов «Понятие и сущность института. Институционная среда

  • Сызрань, 2023
  • Выполнил:
  • Студент курса группы
  • .

Введение

  • Сам термин «институт» (institutio)в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ­ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче­ским и другим структурам общества. В качестве главной и определяющей силы обще­ственного развития ученые, принадлежащие к этому направлению, вы­двигают социальную психологию народа, народный характер, темпера­мент, менталитет и даже инстинкты.
  • Виднейшими представителями «старого институционализма» являются: Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. Несмотря на значительный круг проблем, охватываемый в работах указанных экономистов, им не удалось образовать собственную единую исследовательскую программу.
  • Торстейн Веблен (1857-1929) считается основоположником институциональной экономической теории. В своих работах «Теория праздного класса», «Теория делового предпринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» и других он открыто критиковал взгляды неоклассиков. Веблен считал, что предметом экономической науки является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Особый интерес вызывают высказывания Веблена относительно психологических факторов поведения. Мотивами поведения людей могут быть инстинкты самосохранения, склонность к соперничеству, подражание, праздное любопытство, зависть и другое.
  • социологами.

Наше время

  • Современный институционализм принято делить на неоинституционализм и новую институциональную экономику.
  • Неоинституционализм связан с неоклассикой жестким ядром теории, привнося в нее новые элементы анализа. Представители данного направления (Д. Норт, М. Олсон, Р. Познер, О. Уильямсон, Г Демсец, А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, Р. Коуз, Г. Беккер, С. Пейович, Дж. Стиглиц, Й. Макнил, Г. Саймон) изучают трансакционные издержки, теорию прав собственности и другое, выше психологических аспектов ставя правовые нормы и неформальные правила.
  • Новая институциональная экономика (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн, Дж. Нэш) не соединена с неоклассикой жестким ядром теории. Это направление включает в себя «теорию игр», теорию неполной рациональности и др. Метод определения точки, точек или отсутствия равновесия с помощью теории игр широко применяется современными институционалистами для анализа и демонстрации наглядности исследования многих ситуаций.
  • Современный институционализм внутренне противоречив и неоднороден. Но его преимущество заключается в том, что он расширил представления экономистов замечаниями по поводу несовершенства людей, нестабильности среды, в которой они действуют и т.д. Именно институциональный подход объединяет лучшие достижения других экономических направлений, привнося и методы других дисциплин – социологии, политологии, истории, математики и др.

  • Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии, где Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии.
  • Следует выделить различия в определении институтов представителями трех школ институционализма.
  • В рамках старого институционализмаинститут выражается через категорию «обычай». Веблен: установившиеся обычаи мышления, общие для данной общности людей».
  • Неоинституционалистыопределяли институт как норму и правила поведения.
  • Представители новой институциональной теорииопределяют институт как правила игры, созданные человеком ограничительные рамки для взаимодействия в обществе.
  • В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Под институтами он понимал,по сути дела, распространенный образ мысли касаемо отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; или система жизни общества, которая может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
  • В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:
  • Институты- это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
  • Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
  • Роль институтов в экономической практике определяется следующими функциями:
  • 1) регулирование поведение людей с целью минимизировать негативное воздействие индивидов друг на друга, либо обеспечение компенсации принесенного ущерба;
  • 2) минимизация усилий, которые требуется потратить на поиск индивидами друг друга и установления соглашений между ними;
  • 3) организация процесса передачи информации или обучение.
  • По-другому можно сказать, что институты – это некие рамки, которые люди установили, чтобы исключить столкновение друг с другом и упростить процесс перехода из точки А в точку Б, чтобы легче проводить переговоры и достигать консенсуса.

Формы

  • Институты по форме закрепления бывают формальные и неформальные.
  • Формальные институты– это правила, придуманные людьми, закрепленные законодательно.
  • Неформальные– общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом человеческого замысла (например, конституции) или складываться в результате исторического развития.
  • Вопросы взаимодействия формальных и неформальных институтов достаточно часто рассматриваются в современной экономической литературе. Большинство авторов сходится во мнении, что формальные и неформальные институты могут создавать однонаправленные и разнонаправленные стимулы . Оптимальной с точки зрения реализации мотивационной функции является ситуация, когда неформальные институты подкрепляют реализацию формальных, то есть принятые в обществе модели и образцы поведения соответствуют формальным правилам. Обратная ситуация, когда действия формальных и неформальных институтов развития не согласованы, характеризуется институциональным риском инновационной деятельности.
  • Одним из важнейших компонентов институциональной матрицы, которая обрамляет процесс размещения ограниченных ресурсов, а также выявляет новые возможности использования существующих ресурсов и создания новых ресурсов является институциональная среда. Институциональная среда состоит из основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена, распределения и потребления ограниченных благ.
  • Очень часто понятия «институциональная среда» и «институциональная структура» отождествляют. Однако на мой взгляд, это два различных понятия. Будем под структурой понимать иерархию составляющих ее институтов. Средой же будем называть те условия, которые были созданы существующей институциональной структурой, определяющие возможности экономического роста и обуславливающие состояние рыночной конъюнктуры.
  • Институциональная среда – совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование хозяйствующих субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов.
  • Институциональная среда должна обеспечивать выполнение следующих функций в рыночной экономике:
  • создавать благоприятные условия для развития бизнеса;
  • обеспечивать экономическую стабильность;
  • способствовать диффузии знаний и инновационных решений;
  • минимизировать трансакционные издержки и т.д.

  • Целью и задачами институциональной среды являются:
  • законодательное обеспечение: соответствие формальных институтов неформальным, наличие инструментов реализации законодательных актов, контроль за их исполнением;
  • стабилизация работы судебной системы, при решении административных и прочих споров;
  • совершенствование налоговой системы, адекватное налоговое бремя;
  • развитие инфраструктуры (инновационная, банковская система, венчурные фонды, технопарки, дороги, мосты и т.д.)
  • обеспечение честной конкурентной борьбы;
  • эффективная система подготовки и переподготовки кадров;
  • диффузия достижений НТП и их внедрение; и т.д.
  • Институциональная среда характеризуется различными признаками. Наиболее существенные из них, которые, на мой взгляд, следует рассмотреть, являются следующие:
  • 1)Плотность или институциональная насыщенность.
  • Этот показатель характеризует ощущение индивидами достаточной степени регулирования отношений в той сфере, где они осуществляют свою деятельность. Критерием здесь выступает экономия трансакционных издержек, связанных с реализацией управленческих функций.
  • Факторами плотности институциональной среды могут быть наличие достаточного количества институтов, регулирующих различные сферы взаимодействия в обществе, высокий уровень взаимосвязей и контактов между институтами и способность их к согласованным действиям в ответ на изменяющиеся условия.
  • Оптимальная плотность создает стабильные и предсказуемые социально-экономические условия деятельности организаций. Недостаточное развитие формальных институтов способствует образованию неформальных норм и правил, которые заполняют институциональные пустоты, как правило, отражая интересы локальных групп, имеющих сравнительное силовое преимущество. Так формируются, например, мафиозные структуры. В таком случае регулирующая роль государства характеризуется структурной недостаточностью, ей присуща «институциональная слабость». Это означает, что государство не в состоянии контролировать свою территорию, гарантировать безопасность своим гражданам, поддерживать господство закона, обеспечивать права человека, эффективное управление, экономическое развитие и производство общественных благ.

  • 2)Структура, которая может быть реализована по пространственному или функциональному признакам. Можно выделить следующую классификацию по пространственному признаку:
  • - макроинституциональная среда, регулирующая процессы на уровне национального социально-экономического пространства;
  • - мезоинституциональная среда, регулирующая процессы на уровне региональных систем;
  • - микроинституциональная среда, определяющая деятельность организаций и их взаимодействия;
  • - наноинституциональная среда, регламентирующая принятие решений отдельных индивидов.
  • 3)Институциональные изменения и институциональное проектирование
  • Институциональная структура формируется в течение длительных промежутков времени и не поддается быстрой перестройке, независимо от желаний членов общества. Институциональную структуру можно назвать в некотором роде консервативным элементом общественной жизни. Изменения в институтах, какими бы они не казались необходимыми, потребуют длительного времени, значительных издержек, а иногда и «благоприятного стечения обстоятельств». Это определяет функцию институциональной структуры как самостоятельного фактора, определяющего перспективы экономического развития.
  • Институциональные изменения могут быть следствием меняющихся обстоятельств, когда одни институты в силу своей неактуальности отмирают, и на смену им зарождаются другие, призванные решать вновь возникающие социально-экономические и политические задачи. В этом случае ученые говорят об эволюционном типе институциональных изменений.
  • 4)Революционные изменения не подразумевают вытекания изменений из предыдущей траектории развития экономики. Поэтому революционные изменения – всегда ломка: ломка привычек, части традиций, сознания, в связи с чем они всегда протекают болезненно, однако их результат зачастую бывает эффективнее. Они касаются в первую очередь формальных рамок, поскольку неформальные не поддаются прямому воздействию и могут быть изменены лишь индуктивно, как реакция на новые формальные институты.
  • Революционные изменения чаще всего являются следствием процесса институционального проектирования, реализация которого преимущественно осуществляется государством (хотя очень часто лоббируется со стороны общества или чаще – отдельных влиятельных групп).
  • Институциональное проектирование – деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное поведение. Цель проектирования – создать адекватную существующим потребностям институциональную структуру, способствующую достижению поставленных целей, в первую очередь социально-экономического развития.
  • Формирование новых институтов происходит чаще всего путем заимствования существующих моделей, то есть революционный тип развития определяется так называемым импортом институтов. Однако сразу следует сделать оговорку, что институциональная революция не исчерпывается импортом, а может быть осуществлена и путем конструирования новых структур. При этом выделяют три источника заимствования:
  • институты могут строиться в соответствие с некой идеальной моделью, описанной в теории;
  • институты могут воспроизводить образцы, существующие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции;
  • институты могут создаваться по образцам, существующим в других странах.