Файл: Габанова Залина Владимировна Место работы мбоу сош 1 ст. Архонская общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Габанова Залина Владимировна

Место работы

МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)




Тема урока

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

БАЗОВЫЙ

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Обосновывать и соблюдать меры профилактики распространения вирусных заболеваний.



Метапредметные

Характеризовать вирусы как неклеточную форму жизни;

особенности строения и жизненный цикл вирусов.

Предметные

Описывать жизненный цикл человека; различать на рисунках ВТМ (вирус табачной мозаики), бактериофаг, ВИЧ.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Вирус, вирусология, капсид, бактериофаг, вирус иммунодефицита (ВИЧ), онкогенные вирусы.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги», научно-популярная литература о вирусах, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель мотивирует учащихся к уроку.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других заболеваний. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011г., из 7,1 млрд человек, живущих на Земле, примерно 34 млн заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1 января 1987г. По 1 января 2013 г. выявлено более 700 тыс. случаев заражения ВИЧ. Из этих людей около 30 тыс. уже умерли. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ–инфицированных, умерло от СПИДа 1300 человек. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте «+», если нет – «-»)


Содержание

До

изучения

темы

После

изучения

темы

Вирусы – это одноклеточные организмы







Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»







Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков







Вирусы – это внутриклеточные паразиты







ВИЧ –инфицированная мать рождает ВИЧ –инфицированного ребёнка







К группе ретровирусов относят вирусы, содержащие РНК







Вирусы возникли на Земле раньше бактерий






- Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти на них ответы.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Учитель проверяет знания по пройденной теме.
Все мы уже, к сожалению, понимаем, что страшная болезнь под названием СПИД прочно вошла с нами в XXI век. В мире от этого страшного заболевания умирает все больше и больше людей. Обратимся к данным о его распространении.

     Впервые о неизвестной болезни сообщил «Еженедельный вестник заболеваемости» (США) в 1981 году. Уже к концу года упоминалось о 166 случаях этого заболевания. Через 4 года в Атланте состоялась первая Всемирная конференция по СПИДу, на которой царил «явный и безусловный шок». Это страшное заболевание унесло и продолжает уносить миллионы жизней. В этом году сотни известных имен, таких как Рудольф Нуриев, Фреди Меркьюри…

     Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаление легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Все это приводит к смерти человека. Самое обидное то, что чаще всего погибают молодые люди в полном расцвете сил.

  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД? (Ученики должны ответить на проблемный вопрос в конце урока.)





Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учащиеся совместно организуют цели к уроку.
Сегодня ты узнаешь об особенностях строения вирусов, и их функционирования.
Сегодня ты научишься систематизировать фактические знания о вирусах как неклеточной форме жизни.




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


  1. Выполнение заданий.

Задание1. Посмотрите видеофрагменты «История вирусологии», «Строение вируса», «Бактериофаги».

Задание2. Обратитесь к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы до сих пор остаются нерешенными?

  1. Смысловое чтение параграфа (прочтите параграф, найдите ответы на вопросы и выполните задания)

  1. Группа. Ответьте на вопрос: «Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?»

  2. Группа. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

  3. Группа. Ответьте на вопросы.

  1. Какие организмы могут поражаться вирусами?

  2. Какие заболевания они вызывают?

  3. Выделите пути передачи вирусов.

  4. Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний

4 - Группа. Прочтите текст «Открытие вирусов», ответьте на вопросы 1-4 после текста и заполните таблицу.

Открытие вирусов

Впервые существование вируса доказал в 1892 г. русский учёный Дмитрий Иосифович Ивановский. Ещё будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений и изучал на Украине и в Молдавии распространение болезни, уничтожавшей урожаи табака. Позднее его особенно заинтересовала мозаичная болезнь этого растения, иногда называемая в народе рябухой. Он высказал гипотезу о бактериальном происхождении мозаичной болезни табака. Он считал, что фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо токсин, выделяемый ими и способный вызвать заболевание. И. Д. Ивановский пришёл к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтр Шамберлана, которые, однако, не способны расти на искусственных субстратах. Впервые были представлены данные о возбудителе табачной мозаики, которые длительное время являлись критериями для отнесения возбудителей болезней к вирусам: фильтруемость через бактериальные фильтры, неспособность расти на искусственных средах, воспроизведение картины заболевания фильтратом, освобождённым от бактерий и грибов. Возбудителей мозаичной болезни И. Д. Ивановский называл то «фильтрующимися» бактериями, то микроорганизмами, и это понятно, так как сформулировать сразу существование особого мира вирусов было весьма трудно. Особые организмы, вызывающие болезнь, - вирусы мозаичной болезни табака – удалось увидеть впервые только в 1939 г. в электронный микроскоп. Однако именно 1892 год считают годом открытия этих новых организмов – вирусов.

Вопросы и задания к тексту

  1. Кто является первооткрывателемвирусов?

  2. Какой год считается годом рождения науки вирусологии?

  3. Почему долгое время не могли открыть вирусы?

  4. Какую пользу для человека и науки принесло открытие вирусов?

  5. Заполните ячейки 1-3 в таблице.

Сравнительная характеристика бактерий и вирусов

Критерии сравнения

Бактерии

Вирусы

Прохождение черезфильтр Шамберлана

Проходят

1

2

Растут на питательных средах

Не растут на питательных средах

Видимость в световой микроскоп

3

Не видны в световой микроскоп

  1. Выполнение заданий

Задание1. Посмотрите видеофрагмент «Жизненный цикл ВИЧ». Ответьте на вопросы.

  1. Что такое СПИД и какой вирус его вызывает?

  2. Каковы пути передачи данного вируса?

  3. Что из приведенного в списке является опасным для человека?

а) укус комара

б) пользование общественным туалетом

в) поцелуй в щёку

г) уход за больным СПИДом

д) пользование чужой зубной щёткой

е) нанесение татуировки

ж) прокалывание мочек ушей

з) множественные половые связи

и) переливание крови

к) укус постельного клопа

л) плавание в бассейне

м) объятия с больным СПИДом

Задание 2. Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы)

Задание 3. Как вы думаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

- Итак, поезд наш поворачивает назад и делаем все вместе остановку на станции «Творческая конференция», где каждая группа предоставит свой творческий отчет по «добытым» знаниям (не более 4 минут). Внимательно слушаем и кратко записываем в тетрадь основные моменты. Эксперты каждой группы внимательно слушают отчеты и оценивают по критериям оценивания выступления группы, которые лежат на ваших столах.

И слушая отчеты наших путешественников, подумайте над вопросом: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

(вопрос прикрепляется на доску).
(Выступления команд сопровождаются слайдами)
Выступление 1 команды (рассказывают об открытии вируса)

Выступление 2 команды (рассказывают о строении вирусов).

Выступление 3 команды (рассказывают о бактериофагах и жизненном цикле вируса).

Выступление 4 команды (рассказывают о значении вирусов).

(Эксперты оценивают работу команд)
- Вы внимательно прослушали доклады наших путешественников. Итак, почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

- Вирусы микроскопичны.

- Вирусы – неклеточные формы жизни.

- Вирусы чрезвычайно быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т. е. мутируют.

- Могут длительное время находится в скрытой форме.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

1 вариант «Сходство вирусов с живыми существами».

2 вариант «Отличия вирусов от живых организмов».

3 вариант «Специфические черты вирусов».

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в группах.

1) Станция «Историческая» (Открытие вирусов).

2) Станция «Строение вирусов».

3) Станция «Бактериофаги. Жизненный цикл вируса».

4)Станция «Значение вирусов».
(Каждая группа изучает свои вопросы, обсуждает их, используя карточки, готовит ответ, выбирает одного представителя группы, который расскажет всей группе).

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания



Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов.

     Согласно существующим требованиям температура в учебных кабинетах должна поддерживаться в пределах 18–24 °С, а относительная влажность – в пределах 40–60%.

В таблице представлены результаты измерений, проведённых в некоторых школьных кабинетах. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности составляет ±5%? Ответ поясните.

 

кабинета

Температура, °С

Относительная влажность, %

1

19

45

2

22

60

3

20

50

4

23

55

Ответ: требования к температуре соблюдены.

Относительная влажность в кабинете 2 может превышать допустимую.

С учётом погрешности все результаты измерения температуры попадают
в допустимый интервал значений (от 18 до 24 °С). Учитывая погрешность измерения 5%, получаем, что относительная погрешность в кабинете 2 попадает в интервал (60 ± 5) %. Так что есть вероятность, что в кабинете 2 влажность превышает допустимую.




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


«Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?»



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания



В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)


Урок

На уроке я

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Не интересно

Отдыхал

Узнал много нового

скучно

Помогал другим

Не понял



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением вы вернулись из путешествия?

Перед вами на столах лежат карточки. Нарисуйте на них ваше настроение.

Я задаю вопросы, а вы поднимаете сигнальные карточки.

- Изученный материал был для меня доступным.

- Изученный материал был для меня сложен.

- Я узнал новое о вирусах.

- Ничего нового о вирусах я не узнал.

- Наше путешествие мне понравилось.



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

Профориентация: презентация «Профессия вирусолог».