Файл: Оао Уфимское моторостроительное производственное объединение крупнейшее в России двигателестроительное предприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейшее в России двигателестроительное предприятие.

За последние 55 лет предприятие выпустило 31 тип авиационных двигателей, которые устанавливались на 85 модификациях самолетов военной и гражданской авиации. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено около 60 мировых авиационных рекордов. Авиационные двигатели марки УМПО эксплуатируются в 49 странах мира.

ОАО «УМПО» имеет лицензию на производство авиационной техники. Производство сертифицировано. Внедрена система качества, отвечающая требованиям международных стандартов серии ISO-9001. Объединение обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, уровень технологического оборудования и квалификации персонала позволяют изготавливать двигатели пятого поколения.

Место прохождения практики

Местом прохождения практики было выбрано Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение под руководством преподавателя вечернего отделения Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета при УМПО В.Н. Кудашкина.

Задание на практику

Задание на практику было согласовано с В. Н. Кудашкиным, и поставлена следующая задача:

Ознакомиться с работой в сборочном цехе 6б.

Ознакомиться с технологическим процессом обработки лопаток в цехе 44.

Ознакомиться с работой в цехе 34 эксплуатации и полевого ремонта.

Ознакомиться с работой в 23 цехе – изготовления и сборки роторов турбин.

Предоставить отчет о своем рабочем месте.

Цех 6б:

Специализация цеха: Сборочный цех

Описание работы цеха:

В цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.

Цех начинал свою работу со сборки поршневых двигателей М-105, которые устанавливались на самолеты П-2(бомбардировщик), Як-3 и его модификации. С переходом авиации на реактивные двигатели завод начинает выпускать двигатели ВК-1, ВК-1А, которые устанавливались на МиГ-15, МиГ-17 и Ил-28, а также реактивный двигатель РД 9Б – МиГ-19.

В 1956 году начинают выпускать двигатель Р11-Ф300 (изд. 37) и его различные серии, устанавливался на МиГ-21. Одним из способов рационального использования двигателей, отработавших свой ресурс, было изделие 37АК (модификация изд. 37), которое устанавливали на самолеты-мишени для учебы зенитчиков.


В двигателе Р13-Ф300 (изд. 95) был увеличен компрессор на 3 ступени (относительно Р11-Ф300), за счет чего была увеличена тяга, двигатель имел трубчато-кольцевую камеру сгорания, степень сжатия 8-10. Сборка данного двигателя велась на заводе до 1992 года.

Двигатель Р13-Ф300 не подходил для эксплуатации в условиях тропического климата, в связи с чем было принято решение о его модификации – изд.95Ф. Были введены дополнительные насосы и форсажные устройства, устанавливался на самолеты МиГ-21БИС. По характеристикам изд. 95Ф занимает промежуточное положение между двигателями Р13-Ф300 и Р25-Ф300.

На базе изд. 95 был создан двигатель Р95Ш, устанавливался на Су-25 «грач» (два двигателя). Задача штурмовика – донести до наземной цели груз, отпадает необходимость в больших скоростях, в связи с этим был убран форсажный диффузор, сразу стоит суживающееся сопло.

При эксплуатации самолетов в условиях боевых действий был обнаружен недостаток в уязвимости от наземных ракет, которые летят на инфракрасные излучения, вырабатываемые турбиной. Была разработана модификация – изд. 195 (разработчик Рыжов А.А.), в турбине имеется некое центральное тело , которое максимально защищает турбину, для охлаждения в корпусе турбины имеются прорези. Данный двигатель устанавливался на Су-35.

Двигатель Р-29 – изд. 55, устанавливается на самолеты МиГ-23, МиГ-27, Су-20, Су-22. Имеется 11 ступеней компрессора, кольцевая камера сгорания (лучше с точки зрения экологии), турбостартер ТС-21, предназначенный для запуска, и регулируемое сопло, с полным автоматическим управлением (без вмешательства пилота).

Изд. 99 – двухконтурный двигатель, устанавливается на Су-27, отличительная особенность - между турбиной и форсажной камерой имеется камера смешения. Конструкция сопла такова, что оно может регулироваться до идеального (сопло Лаваля). Автоматика обеспечивает работу двигателя на различных режимах, самолет может выполнять все фигуры высшего пилотажа. За счет особой конфигурации компрессорных лопаток, входные и выходные кромки лопаток острые, достигается идеальный треугольник скоростей, вследствие чего не происходит срыва потока, т.е. исключается возникновение помпажа. Лопатки последней ступени компрессора очень тонкие, должны иметь идеальную чистоту поверхности. К недостаткам двигателя можно отнести вибрации и необходимость большого количества доводочных работ.



Двигатель АЛ31ФП (изд. 96) устанавливается на Су-33 – можно сказать, что является модификацией изд. 95, но имеет ряд отличительных особенностей:

более жесткие допуски на детали;

поворотное регулируемое сопло, которое поворачивается вбок вниз (угол отклонения 15о), за счет чего самолет может летать на сверх малых скоростях;

двигатель может быть или левым или правым, при установке нельзя путать

Двигатель Д-436 – двухконтурный трех вальный, состоит из 14 модулей, для установки на пассажирские самолеты, бывает двух модификаций: Д-436Т1 – с реверсом для самолета Ту-334 и Д-436ТП – без реверса для самолетов Бе-200 (летающая лодка).

Новый двигатель, сборку которого собираются осваивать на заводе, АЛ-55. Будет устанавливаться на самолеты Як-130, выступает в качестве учебного самолета и легкого штурмовика.

Изд. 21, 97, 97А – крылатая ракета морского базирования. При запуске сжатым воздухом ракету выбрасывает на поверхность воды, в работу вступает пороховой стартер, после того как заканчивается порох – работает как обычный двигатель. Время работы – в зависимости от количества топлива.

Изд. 29 (АЛ-29СТ) - установка для газоперекачки, это модификация изд. 99 с добавление силовой турбины трех- или пятиступенчатой. Вес изделия 5 тонн, ресурс 30 тысяч часов с учетом переборки, работает с меньшими оборотами.

Участок №1

Разборка двигателей, пришедших на ремонт

Применяется два вида сборки: предъявительские и приемо-сдаточные. Предъявительская сборка идет в два этапа:

Собранный двигатель проходит испытание в течение 2-х часов, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.

2. Двигатель снова собирают, заменяя дефектные детали.

Если после испытаний требуется разборка из-за обнаружения дефектов, то технолог пишет ведомость, где указывает что нужно снять и заменить.

Участок промывки

Надежность работы любого двигателя во многом зависит от чистоты его составных частей и среды, в которой осуществляется процесс сборки.

Чистота на территории выгодно отличает 6б от других (посещенных нами) цехов.

Промывка как эффективный способ очистки применяется для деталей любых типов двигателей и агрегатов. Для одних (ГТД) она является окончательной операцией, для других служит предварительным этапом перед последующей очисткой.

Промывку производят бензином, ацетоном. В связи с огнеопасностью установлены специальные вытяжные короба, имеется автоматическая пожарная система.


Участок №2 Сборка мелких узлов

Сборка узлов маслосистемы, редуктора на реверс (для Д-436) и др.

Участок №3

Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.

На данном участке производится сборка крупных узлов (модуль КНД, модуль КС), опор турбины на газоперекачку, маслобаков и др.

Участок балансировки

Балансировочная установка с электромагнитными датчиками ВМ-8000. Ротор устанавливается на люльки, длина ротора может быть до 4 метров. Лазер отбрасывает луч на вращающийся ротор и принимает его обратно, результаты заносятся в компьютер. Компьютер выдает угол, на который нужно установит груз, и вес. На требуемое место прикрепляется пластилин нужного веса и еще раз проверяется, затем уже устанавливается грузик по весу пластилина. Ротор имеет несколько плоскостей приведения (м/б до пяти), поэтому балансируют в статике и динамике, чтобы не возникло крутящего момента. При балансировке нежесткого ротора еще накладывается степень неуравновешенности. Балансировочные станки с электромагнитными датчиками не соответствуют условиям работы ротора в реальных условиях.

Цех 23

Специализация: Механо-сборочный цех.

Описание работы цеха:

В цехе 23 посетили участки механической обработки рабочих лопаток турбины двигателя, где ознакомились с работой шлифовального станка типа ШС (спец. шлиф.), предназначенного для одновременного шлифования с двух сторон елочного замка на хвостовике рабочей лопатки. Шлифование происходит двумя шлифовальными кругами, которые закрепляются на шпинделях станка друг под другом. Лопатка крепится в специальном приспособлении и имеет в процессе шлифования продольное перемещение.

На участке механической обработки дисков увидели работу вертикально-протяжного станка для протягивания елочных пазов в замке диска. Также посетили участок сборки, где ознакомились с процессом сборки роторов турбин.

Участок сборки роторов турбины

Сборка ротора трехступенчатой турбины «Изделия 29» предусматривает предварительную – ложную сборку, после которой происходит выверка радиальных и торцевых биений дисков всех ступеней и носков ротора. Биения не должны быть выше установленных допусков (0,1 мм). Необходимую величину
биения получают за счет переборки ротора, то есть за счет поворота дисков вокруг оси ротора на определенный угол, а также за счет перестановки дисков.

Разработан газо-энергетический комплекс (5 ступеней) - силовая турбина для газоперекачки. Особенность – сочленение дисков осуществляется торцевыми зубьями, стяжными болтами и хиртами; лабиринтные кольца являются и опорными для избежания колебаний (крепятся штифтами); диски более технологичны. Состоит из газогенератора, турбины и свободного вала (длина 5м, 1,5м).

Балансировка производится на балансировочном станке ВМ 1000 фирмы ДИАМЕХ.

Частота вращения двигателя 12000 об/мин.

Балансируемый вес от 10 кг до 1тонны.

Расстояние между опорами может изменяться от 35см до 2,5м.

Балансируемый ротор устанавливается в горизонтальном положении на опоры, которые жестко связаны с пьезо-датчиками, находящимися в вертикальной плоскости с противоположной стороны от балансировщика. Опоры имеют три степени свободы.

Подвеска призматическая.

С помощью пьезо-датчиков замеряется смещение центра масс (не от центробежной силы), информация поступает в компьютер и обрабатывается.

У станка есть режим доворота в положение, в котором необходимо поставить груз (выявленное легкое место). Груз устанавливается между двух лопаток в виде замка лопатки (ласточкин хвост).

Контролируют частоту вращения ротора. Выверяют необходимую массу корректировки, место и угол дисбаланса.

В месте, где светится датчик, устанавливают груз. Это место фиксируется. Затем ротор прокручивают с грузом. Проверяют, входит ли груз в допуск. Вешают контрольный груз. Проверяют, правильно ли определен дисбаланс.

Участок механической обработки дисков.

Прямые елочные пазы на дисках протягиваются на одних протяжных станках, а под углом – на других. Для подвода охлаждения лопаток в елочных пазах дисков производится вибросверловка отверстий. Токарная обработка дисков ведется на станке с ЧПУ MDW-20. Хирты обрабатываются на шлифовальных станках. Торцы пазов и диафрагма дисков полируются на разных станках.

Цех 34:

Специализация: Цех эксплуатации и ремонта в полевых условиях.

Описание работы цеха:

В этом цехе производится гарантийное техобслуживание. В нем 2 бюро по эксплуатации, которые делятся по типу изделия. Техническое бюро разрабатывает конструкторскую документацию и рекомендации. В КБ АСУ информации содержатся сведения о дефектах, о наработке,