Файл: Лебедев, Владимир Васильевич Материал из Википедии свободной энциклопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лебедев, Владимир Васильевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Перейти к навигацииПерейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. ЛебедевЛебедев, ВладимирЛебедев, Владимир Васильевич.

Владимир Лебедев



Имя при рождении

Владимир Васильевич Лебедев

Дата рождения

14 (26) мая 1891 или 14 мая 1891[1]

Место рождения

  • Санкт-ПетербургРоссийская империя[2]

Дата смерти

1967

Место смерти

ЛенинградСССР

Страна

  •  Российская империя

  •  РСФСР

  •  СССР

Награды



Звания






 Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Васи́льевич Ле́бедев (14 [26] мая 1891 — 21 ноября
 1967) — русский и советский живописецграфик, признанный мастер плакатакнижной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графикиНародный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).



Содержание

  • 1Биография

    • 1.1Награды и звания

  • 2Детская книга

  • 3Художники детской книги

  • 4Школа Лебедева

  • 5Творчество

  • 6Живопись и графика

  • 7Семья

  • 8Книжные иллюстрации (избранные издания)

  • 9Выставки

  • 10Источники

  • 11Примечания

  • 12Сайты

Биография[править | править код]

Родился в Петербурге в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909) и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо (1910—1911). В 1912—1914 годах учился в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. С 1910 года — участник художественных выставок.

В 1918—1921 годах преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913 года), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922—1923 годах), «Четыре искусства» (с 1928 года); принимал участие в их выставках.

В 1917—1918 годах работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур. В 1918—1921 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Петрограде[3]. В 1919—1920 годах вместе с В. И. Козлинским работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского Телеграфного Агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. Работал в книжной графике с 1918 по 1967 год.

Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга»[4].

В 19241933 годах В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата.

В 1936 году в прессе появились статьи о творчестве Лебедева[5], где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для

художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики[6] считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 19411950 годах Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с «Окнами ТАСС».

В 1950 году вернулся в Ленинград. Продолжил работу в книжной графике. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948).

В 195060-е годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

Награды и звания[править | править код]

  • Серебряная медаль на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге (1959)

  • Большая серебряная медаль ВДНХ (1960)

  • Народный художник РСФСР (1966)

Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 года — ул. Белинского), на доме № 11, где жил Лебедев с 1922 г. по 1967 г., в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга[править | править код]

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. ГончароваО. В. РозановаП. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня».[7], с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева[8] и Н. Ф. Лапшин.

Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством «Радуга» сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства
»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. АнненковМ. ДобужинскийВ. КонашевичБ. Кустодиев, Е. КругликоваМ. Цехановский.

Именно в издательстве «Радуга» вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.[9]

В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в доме компании «Зингер» на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство ДЕТГИЗ, (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр ВведенскийДаниил Хармс[10]Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. ПантелеевБорис Житков, Евгений Шварц[11]Виталий БианкиЕлена Данько-ОлексанкоНиколай ТихоновМихаил ЗощенкоОльга БерггольцВениамин Каверин и другие.

Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.

Художники детской книги[править | править код]

Уникальной особенностью эпохи конца 192030-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики.

Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг
, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы», — утверждал Лебедев.[12]

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П. Н. Филонова, художники, учившиеся у К. С. Малевича, художники «свободного рисунка», группировавшиеся вокруг Петра Соколова[13]. В Детгизе над иллюстрациями трудились Владимир ТатлинАлександр Самохвалов, Эдуард Будогоский[14], Генрих Левин[15]Николай Радлов[16]Виктор ЗамирайлоЛев Юдин[17]Владимир Стерлигов[18]Эдуард КриммерЕлена СафоноваАлиса ПоретТатьяна Глебова, Павел КондратьевКонстантин Рудаков, Александра Якобсон[19] и Миней Кукс,[20] Сергей Мочалов[21], Владимир Тамби, Павел БасмановЮрий Сырнев, Евгения Эвенбах.[22]

Из художников прежнего круга, близким к «Миру искусства» в его исторической эволюции, Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками[23].

Школа Лебедева[править | править код]

В 1920—1930-е годы В. В. Лебедев, к тому времени уже высоко профессиональный художник, создал собственную, «лебедевскую школу». У него начинали работу в книжной графике многие молодые художники, среди них — такие талантливые живописцы как Алексей ПахомовЮрий Васнецов, талантливые графики Евгений ЧарушинВалентин Курдов[24], к числу его учеников принадлежали художницы Евгения Эвенбах, Мария БутроваТатьяна Шишмарёва[25]. В. В. Лебедев привносил немало своего в работы своих учеников, иной раз переделывая их рисунки.[26]

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата»