Файл: Лебедев, Владимир Васильевич Материал из Википедии свободной энциклопедии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лебедев, Владимир Васильевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лебедев; Лебедев, Владимир; Лебедев, Владимир Васильевич.
Владимир Лебедев | ||
| ||
Имя при рождении | Владимир Васильевич Лебедев | |
Дата рождения | 14 (26) мая 1891 или 14 мая 1891[1] | |
Место рождения |
| |
Дата смерти | 1967 | |
Место смерти | Ленинград, СССР | |
Страна |
| |
Награды | | |
Звания |
| |
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Васи́льевич Ле́бедев (14 [26] мая 1891 — 21 ноября
1967) — русский и советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).
Содержание
-
1Биография-
1.1Награды и звания
-
-
2Детская книга -
3Художники детской книги -
4Школа Лебедева -
5Творчество -
6Живопись и графика -
7Семья -
8Книжные иллюстрации (избранные издания) -
9Выставки -
10Источники -
11Примечания -
12Сайты
Биография[править | править код]
Родился в Петербурге в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909) и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо (1910—1911). В 1912—1914 годах учился в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. С 1910 года — участник художественных выставок.
В 1918—1921 годах преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913 года), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922—1923 годах), «Четыре искусства» (с 1928 года); принимал участие в их выставках.
В 1917—1918 годах работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур. В 1918—1921 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Петрограде[3]. В 1919—1920 годах вместе с В. И. Козлинским работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского Телеграфного Агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.
На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. Работал в книжной графике с 1918 по 1967 год.
Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга»[4].
В 1924—1933 годах В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата.
В 1936 году в прессе появились статьи о творчестве Лебедева[5], где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для
художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики[6] считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.
В 1941—1950 годах Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с «Окнами ТАСС».
В 1950 году вернулся в Ленинград. Продолжил работу в книжной графике. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948).
В 1950—60-е годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.
Награды и звания[править | править код]
-
Серебряная медаль на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге (1959) -
Большая серебряная медаль ВДНХ (1960) -
Народный художник РСФСР (1966)
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 года — ул. Белинского), на доме № 11, где жил Лебедев с 1922 г. по 1967 г., в настоящее время помещена мемориальная доска.
Детская книга[править | править код]
Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.
Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня».[7], с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева[8] и Н. Ф. Лапшин.
Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством «Радуга» сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства
»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский.
Именно в издательстве «Радуга» вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.[9]
В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в доме компании «Зингер» на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство ДЕТГИЗ, (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.
С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс[10], Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц[11], Виталий Бианки, Елена Данько-Олексанко, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие.
Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.
Художники детской книги[править | править код]
Уникальной особенностью эпохи конца 1920—30-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики.
Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг
, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы», — утверждал Лебедев.[12]
Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П. Н. Филонова, художники, учившиеся у К. С. Малевича, художники «свободного рисунка», группировавшиеся вокруг Петра Соколова[13]. В Детгизе над иллюстрациями трудились Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский[14], Генрих Левин[15], Николай Радлов[16], Виктор Замирайло, Лев Юдин[17], Владимир Стерлигов[18], Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Александра Якобсон[19] и Миней Кукс,[20] Сергей Мочалов[21], Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев, Евгения Эвенбах.[22]
Из художников прежнего круга, близким к «Миру искусства» в его исторической эволюции, Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.
Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками[23].
Школа Лебедева[править | править код]
В 1920—1930-е годы В. В. Лебедев, к тому времени уже высоко профессиональный художник, создал собственную, «лебедевскую школу». У него начинали работу в книжной графике многие молодые художники, среди них — такие талантливые живописцы как Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, талантливые графики Евгений Чарушин, Валентин Курдов[24], к числу его учеников принадлежали художницы Евгения Эвенбах, Мария Бутрова, Татьяна Шишмарёва[25]. В. В. Лебедев привносил немало своего в работы своих учеников, иной раз переделывая их рисунки.[26]
«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата»