Файл: Лебедев, Владимир Васильевич Материал из Википедии свободной энциклопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[27].

— В. И. Курдов

Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

Творчество[править | править код]

Для большинства книг Лебедева его плакаты для «Окон РОСТА» были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция».[28] Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»[29]

Книги Лебедева — «одна из вершин „Детгиза“», высшее выражение ясности художественного мышления, пластической строгости и немногословности, приводящей к максимальной образной выразительности".

— Евгений Ковтун[30]

Стиль Лебедева был преемственным, он опирался на супрематические работы К. С. Малевича«Малевич сыграл огромную роль в творчестве Лебедева. Потому что и лебедевские „окна“ РОСТА, и, главное, лебедевская книга находились под огромным влиянием Малевича. Он внёс только своё очень острое рисование. До того, как он увидел малевичевские рисунки — схематичные вещи — Лебедев был просто хорошим рисовальщиком-карикатуристом. Но никакой плоскости у него не было…Шрифт в книге, по сути, всегда плоский. Взятая у Малевича идея, что можно сделать и плоский рисунок, Лебедева навсегда восхитила. Свою первую книжечку „Слонёнок“ он так и сделал. В сочетании с острым рисованием это получилось у него здорово…и Лебедев начал работу в книге, сначала в издательстве „Радуга“, потом в „Детгизе“. Лебедев целиком использовал приём Малевича, его творческую выдумку. От себя он внёс тонкий цвет. Но без Малевича, сам, он не мог бы никогда сделать того, что он сделал в книге.»


— Валерий Траугот[31].

Живопись и графика[править | править код]

В 1920-30-е годы Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени.

Серии на «бытовые» темы: «Прачки» (1920—1925, гуашиаппликации), серия из 23 рисунков «Панель революции» (1922, тушь), называемая также «Улица революции», и серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов). Серии рисунков карандашом и тушью: «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки». Живописные работы: ранний период — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920—1921), серия «Контррельефы» (1920—1921), в том числе «Подбор материалов: железо, дерево, картон» (1921).

Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже — дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен СёраПикассо, позже Ренуаром и Мане.

В начале 1930-х годов написаны серии «Натюрморты с гитарой» (1930—1932), в том числе «Красная гитара и палитра» (1930) и «Фрукты в корзине» (1930—1931). «Каждый из этих натюрмортов — маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния — ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).[32]

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал много женских портретов, в том числе «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко).

На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой» (1930) изображена натурщица Елена (Лёля) Николаева.[33]. Е. Г. Николаева долгое время была предметом увлечения В. В. Лебедева, как и художница О. Н. Гильдебрандт-Арбенина

.

В 1933 году написана серия «иронических» портретов, называемая «Физкультурницы» или «Девушки с букетами»[34].

В числе других работ Лебедева 1930-х годов — портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), «Краснофлотец» (1937), «Турецкие борцы» (1937), портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке (1957).

Семья[править | править код]

Первая жена — Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб — 7 марта 1967, Москва), выдающийся советский скульптор и портретист, работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912—1914 годах в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым в 1925 году продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Вторая жена — Надежда Сергеевна Надеждина (урожд. Бруштейн; 1904Вильно — 1979, Москва). Дочь писательницы А. Я. БруштейнБалерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстернародная артистка СССР, награждена орденом Ленина. В 1948 году создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль «Берёзка», с 2000 года носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» (1927).

В 1940 году Лебедев женился в третий и последний раз на Аде Сергеевне Лазо (1919Владивосток — 1993, Москва). Филологписательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: «Лазо С. Дневники и письма» (Владивосток, 1959.)[35][36].

Книжные иллюстрации (избранные издания)[править | править код]

  • «Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок». Составители А. Бенуа и К. Чуковский. Рисунки Ю. Анненкова, А. Бенуа, М. Добужинского, В. Замирайло, В. Лебедева, И. Пуни, А. Радакова, И. Репина, В. Ходасевич, С. Чехонина и др. — Пг.: «Парус», 1918.

  • «Лев и бык: Арабская сказка» / Пер. С. С. Кондрушкина. — Пг.: «Огни». 1918.

  • «Новые русские сказки». «Народная библиотека». Обл. Д. Митрохина, илл. В. Замирайло и В. Лебедева. — Пг.: Государственное издательство, 1919.

  • Лебедев В. В. «Приключения Чуч-ло». — Пг.: «Эпоха». 1921

  • Киплинг Р. «Слонёнок». Пер. К.Чуковского. — Пг.: «Эпоха». 1922.

  • Лебедев В. «Медведь. Русская сказка». — Пг.: «Мысль». 1923.

  • Лебедев В. «Три козла. Русская сказка». — М.: «Мысль». 1923

  • Лебедев В. «Золотое яичко: Сказка». — Пг.: «Мысль». 1923

  • Лебедев В. «Заяц, петух и лиса: Сказка». — Пг.: «Мысль». 1924.

  • Лебедев В. «Охота». — М.; Л.: «Радуга». 1925.

  • Маршак С. «Пудель». — М.; Л.: «Радуга», 1925, 1927.

  • Маршак С. «Мороженое». — М.; Л.: «Радуга». 1925.

  • Маршак С. «Мороженое». — Л.Азбука. 1925.

  • Маршак С. «Вчера и сегодня». — Л.: «Радуга». 1925

  • Маршак С. «О глупом мышонке». — Л.; М.: «Радуга». 1925.

  • Маршак С. «Цирк». — Л.; М.: «Радуга» 1925.

  • Лебедев В. «Азбука». — Л.: ГИЗ. 1925.

  • Маршак С. «Багаж». — Л.: «Радуга». 1926.

  • Лебедев В. «Кто сильней». — М.; Л.: ГИЗ. 1927

  • Маршак С. «Как рубанок сделал рубанок». — Л.: «Радуга». 1927.

  • Лебедев В. «Верхом». — М.; Л.: ГИЗ. 1928.

  • Маршак С. «Веселый час: Приложение к журналу „Ёж“». — Л.: ГИЗ. 1929.

  • Киплинг Р. «Сказки». Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л. Бруни, А. Борисова, Э. Криммера, В. Лебедева, А. Пахомова. — М.; Л.: ГИЗ, 1929

  • Маршак С. «Усатый-полосатый». — М.: ГИЗ. 1930.

  • Берггольц О. «Зима — лето — попугай». — М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.

  • Маршак С. «Прогулка на осле». — М.; Л.: ГИЗ. 1930.

  • Орлова Н. «Крась и рисуй». Вып. 1-й и 2-й. — Л.: ОГИЗ: «Молодая гвардия». 1932.

  • «Первое мая». — Рисунки бригады художников: Ю. Васнецов, Ю. Мезерницкий, В. Лебедев, В. Ермолаева, В. Курдова. — М.: ОГИЗ: «Молодая гвардия». 1932.

  • Маршак С. «Мистер Твистер». — Л.; М.: «Молодая гвардия». 1933.

  • Маршак С. «Вот какой рассеянный». — Л.: Детгиз. 1934.

  • Маршак С. «Сказки, песни, загадки». — М.: «Academia». 1935.

  • Маршак С. «Петрушка-иностранец». — Л.: Детгиз. 1935.

  • Маршак С. «Мы военные». — М.; Л.: Детиздат. 1938.

  • Маршак С. «Сказки, песни, загадки». Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. — М.; Л.: Детиздат. 1938.

  • Лебедев В. «Игрушки и зверушки». — Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.

  • Маршак С. «Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел». — М.; Л.: Детиздат. 1939.

  • Маршак С. «Веселый день. Стихи и сказки». Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. — М.; Л.: Детиздат, 1939.

  • Маршак С. «Живые буквы». — М.; Л.: Детиздат. 1940.

  • Маршак С. «Английские баллады и песни». — М.: «Советский писатель». 1941.

  • Маршак С. «Раз, два, три, четыре». — М.: Детиздат. 1941.

  • «Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии». Рис. В. В. Лебедева и др. — М.; Л.: Детгиз. 1942.

  • Короленко В. Г. «Без языка». — М.; Л.: Детгиз. 1942.

  • Куприн А. И. «Белый пудель». — Киров: Детгиз. 1942.

  • Маршак С. «Двенадцать месяцев: Славянская сказка». — М.; Л.: Детгиз. 1943.

  • Маршак С. «Голуби: Сказки». — М.; Л.: Детгиз. 1946.

  • Маршак С. «Откуда стол пришел?» — М.; Л.: Детгиз. 1946.

  • Маршак С. «Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения». — М.; Л.: Детгиз. 1947.

  • Маршак С. «Разноцветная книга». — М.; Л.: Детгиз. 1947.

  • Маршак С. «Стихи для детей». — М.; Л.: Детгиз. 1947.

  • Маршак С. «Детки в клетке». — М.; Л.: Детгиз. 1948.

  • Толстой Л. Н. «Три медведя». — М.; Л.: Детгиз. 1948.

  • Маршак С. «Великан». — М.: Детгиз. 1949, 1950.

  • Михалков С. «Котята». — М.: Детгиз. 1949.

  • Маршак С. «Круглый год». — М.; Л.: Детгиз. 1949.

  • Маршак С. «Лесная книга». — М.; Л.: Детгиз. 1950.

  • Маршак С. «Курочка ряба и десять утят». — М.: Детгиз. 1953, 1954.

  • Маяковский В. «Что ни страница — то слон, то львица». — М.; Л.: Детгиз. 1954.

  • Маршак С. «Чего боялся Петя?» — М.: Детгиз. 1955.

  • Маршак С. «Сказка об умном мышонке». — М.: Детгиз. 1956, 1959.

  • Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей». — М.; Л.: Детгиз. 1956.

  • Маршак С. «Тихая сказка». — М.: Детгиз. 1958, 1961.

  • Маршак С «О чем говорили лошади, хомяки и куры». — М.: Детгиз. 1962.

  • Маршак С. «Кто колечко найдет?: Сказка-игра». — М.: Детгиз. 1962, 1965.

  • Маршак С. «Цирк». — М.: «Детская литература». 1964.

  • Маршак С. «Детям». — М.: «Детская литература». 1967.


Выставки[править | править код]

2013

«Книжно-журнальная и станковая графика»открытый клуб, Москва

2017

"Женский образ. Право на личное" Шоу-пространство «Ленинград-Центр», Санкт-Петербург

Источники[править | править код]

  • Пунин Н. «Слоненок» // «Жизнь искусства». 1922. № 15.

  • Пунин Н. «Русский плакат. 1917—1922. Вып. 1. В. В. Лебедев». Пг.: «Стрелец», 1922.

  • Пунин Н. «Значение кубизма в творчестве В. Лебедева». / «В. Лебедев. Каталог произведений 1920—1928». Л.: Изд. Государственного Русского музея, 1928

  • Пунин Н. «В. В. Лебедев». // «Красная газета». 13 июля 1928. № 161.

  • Воинов В. В«В. Лебедев». // «Красная панорама». 1928. № 20.

  • Денисов В. «Выставка В. Лебедева». // «Жизнь искусства». 1928. № 21.

  • Воинов В. «Выставка В. В. Лебедева». — Л., 1928

  • «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не место в детской книге» // «Комсомольская правда». 15 февраля 1936. № 37.

  • «О художниках-пачкунах»// Правда. 1 марта 1936. № 60.

  • Лебедев В. «Работа художника в книге для дошкольника». // «Книга для детей». Бюллетень Гос. изд-ва Наркомпроса РСФСР, 10 марта 1946 года

  • Сушанская В. «Владимир Лебедев как художник детской книги». — В сб.: «О литературе для детей». Вып. 3. Л., 1958;

  • Петров В. «Портреты В. Лебедева» // «Творчество». 1961. № 6.

  • Петров В. «Из истории детской иллюстрирован¬ной книги 1920-х годов» // «Искусство книги». Вып. 3. — М.: «Искусство», 1962

  • Лебедев В. «Натурщицы: Каталог». Вступ. ст. Е. Левитина. — М., 1967.

  • Конашевич В. «О себе и своем деле». — М., 1968.

  • Ковтун Е. «Петроградские „Окна РОСТА“» // «Творчество». — 1968. № 2.

  • Герчук Ю. «Рисунки Владимира Лебедева» // «Творчество». — 1968. — № 3.

  • «Альбом автолитографий В. В. Лебедева „Охота“» / Вступ. ст. В. Н. Петрова. — Л.: «Художник РСФСР», 1968.

  • «Петроградские „Окна РОСТА“: Каталог выставки» / Вст. ст. Е. Ковтуна и А. Чистяковой. — Л.: Изд. ГРМ, 1968.

  • Кузнецов Э. Д. «В. В. Лебедев» // «Искусство книги». 1967. Вып. 7. — М.: «Книга», 1971.

  • Ганкина Э. 3. «Русские художники детской книги». М., 1963

  • «В. В. Лебедев. Каталог выставки». Л., 1972;

  • Петров В. Н. «Владимир Васильевич Лебедев. 1891—1967». — Л.: «Художник РСФСР», 1972.

  • «Владимир Васильевич Лебедев: Каталог выставки» / Вступ. ст. Н. И. Поповой. — Л.: Гос. Рус. Музей, 1972.

  • «В. В. Лебедев. Рисунки». Альбом. Вступительная статья В. Пушкарева. Л., 1974

  • Глоцер В. «Художник и детская книга. Лебедев, Альтман, Васнецов» // «Искусство книги». 1968—1969. Вып. 8. — М., 1975. С. 126—127.

  • «Художники детской книги о себе и своём искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления» / Сост., запись, коммент. В. Глоцера. — М.: «Книга», 1987.

  • Верейский О. «Встречи с В. В. Лебедевым» // Верейский О. «Встречи в пути». — М.: «Искусство», 1988. С. 36-54.

  • Курдов В. И. «Памятные дни и годы. Записки художника». — СПб.: «Арсис», 1994. С. 56-67.

  • Блинов В. «Русская детская книжка-картинка». — М., 2009. С. 102—113.

  • Кудрявцева Л. «Собеседники поэзии и сказки». — М., 2008. С. 23-26, 33-36.

  • Траугот В. «Лебедев». // «Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры». № 16: «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда». В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С.138-144.

  • Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие и примечания З. Курбатовой. Журнал «Наше наследие», № 90-91. М.: 2009. С. 106—121.