Файл: Технология критического мышления и применение элементов технологии на уроках химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология критического мышления и применение элементов технологии на уроках химии и биологии

Технология критического мышления - технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - один из инновационных методов, позволяющих добиться хороших результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления.

Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Проект, предложенный российским педагогам, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии.  Российские ученые и педагоги-практики адаптировали предложенную модель для российской педагогики и создали модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (далее -ТРКМ).  В ней синтезированы идеи и методы русских технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В. Шаталова, Ш. Амонашвили, В. Давыдова, Д. Эльконина, Л. Занкова и др.

ТРКМ определяет чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности. Эту технологию также называют «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)».  Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человек учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь педагога, а также видеоматериалы. Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание». Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что применять её можно на любом предмете, в любой профессиональной области.


Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления ставит следующие задачи:

  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни;

  • умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Развитие критического мышления предполагает развитие таких качеств, как таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие критического мышления тесно связано с аналитической деятельностью.  Деятельность обучающихся должна быть направлена на выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Критическое мышление не может быть сформировано без культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Особенности технологии развития критического мышления:  

  1. Структура - трёхфазовая базовая модель.

  2. Содержание – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Важными моментами для ТРКМ являются:

  • активность учащихся в образовательном процессе;

  • организация групповой работы;

  • развитие навыков общения;

  • восприятие всех идей учащихся как одинаково ценных;

  • мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами;

  • использование графических приёмов организации материала (в связи с преобладанием клипового мышления у современных детей эффективными для формирования мышления являются модели, рисунки, схемы и т.п, которые отражают взаимоотно­шения между идеями, показывают ход мыслей). Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными зна­ниями.


Трехфазовая модель «Вызов - Осмысление – Рефлексия»

В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» лежит механизм, который авторы (Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл и Д. Огл) назвали базовой моделью. Одно из основных положений технологии – следование трем фазам (стадиям):

  1. Вызов (evocation).

  2. Осмысление содержания (realization of meaning).

  3. Рефлексия (reflection).

Первая фаза - вызов

На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова можно умело создать заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств вещества на уроке химии, рассказом об увиденном в природе - на уроке биологии, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

В процессе реализации фазы вызова:

  1. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

  2. Важно, высказывания фиксировать, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

  3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствует выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Для реализации фазы вызова
использую на уроках следующие приёмы:

  • составление списка «известной информации», «корзину идей»

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки и т.д.

Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но главная задача – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Содержание деятельности обучающихся на фазе осмысления:

  • осуществление контакта с новой информацией;

  • попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

  • акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

  • обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;

  • стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

  • подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

На данном этапе можно быть непосредственным источником новой информации. В этом случае нужно представить материал в ясном и привлекательном изложении. Когда школьники на уроке биолгии работают с текстом, отслеживаю степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом предлагаю различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Поэтому во время работы с текстами выделяю время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.


Для реализации фазы осмысления эффективно использую  такой приём как активное чтение:

  • Приём «инсерт»: сначала читают текст, при повторном прочтении текста учащиеся маркируют его с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

  • Чтение с остановками

  • Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

  • Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

  • Составление схемы, таблицы по прочитанному тексту.

Третья фаза – рефлексия (размышление)

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе использую следующие приёмы: