Файл: Технология критического мышления и применение элементов технологии на уроках химии и биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -
ответы на поставленные вопросы; -
организация устных и письменных круглых столов; -
организация различных видов дискуссий; -
написание творческих работ (синквейн, диаманта, эссе).
Цели и функции каждой из стадий модели.
Стадии | Цели | Функции |
Вызов (подготовительный этап) | Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность. Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Что известно? Что хочу узнать? | Мотивационная - побуждает к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Информационная - вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Целеполагания - озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели. Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями. |
Осмысление или реализация смысла (восприятие нового) | Получение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. Освоение способа работы с информацией. Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова. Какова цель? Что делать? | Мотивационная - побуждает к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Информационная – получение новой информации по теме. Систематизирующая – классификация полученной информации по категориям знания. Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями. |
Рефлексия (присвоение информации) | Суммирование и систематизация новой информации, её оценки, ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете. Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности. Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете. Достигнута ли поставленная цель? Что дальше? | Мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Информационная - приобретение нового знания Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса |
Базовая модель «Вызов – осмысление – рефлексия» задает структуру занятия, разработанного по ТРКМ. Также ТРКМ может быть использована и в рамках иного, внеурочного построения процесса обучения.
В чем же инновационность представленной модели? ТРКМ представляет опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Плюсы и минусы ТРКМ
+ | - |
Формирование УУД | Время на подготовку |
Реализует системно-деятельностный подход | Навыки дискуссии |
Нет ограничения в предметных областях | Главное - соблюдать этапы, которые строго определены |
Создает условия для вариативности и дифференциации обучения | Применять систематически |
Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать | Нехватка времени на уроке для прохождения всех стадий |
Повышает интерес к учению | |
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют решать эту задачу. ТРКМ работает на развитие продуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся. В процессе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы.
ТРКМ реализует системно-деятельностный подход – базовый принцип образовательных стандартов.