Файл: Ученые, отражающие логику становления социальной психологии как науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ученые, отражающие логику становления социальной психологии как науки.


Ученый

Его идеи в области социальной психологии

1. Курт Левин

Курт Левин считается одним из основателей социальной психологии. Он разработал теорию поля, которая исследовала взаимодействие между индивидами и окружающей их социальной средой.

2. Мюррей Хорне

Мюррей Хорне был одним из основателей социальной психологии и известен своей работой в области межгрупповых отношений. Он исследовал влияние групповой принадлежности и стереотипов на поведение людей.

3. Лев Виготский

Лев Виготский внес значительный вклад в социальную психологию своими исследованиями о роли культуры и социального контекста в развитии человека. Он выдвинул концепцию зоны ближайшего развития, подчеркивая важность взаимодействия между индивидами для развития психических функций.

4. Милгрэм Стэнли

Стэнли Милгрэм провел известный эксперимент о повиновении авторитету, который исследовал, как люди могут быть склонны выполнять нравственно сомнительные действия под воздействием авторитетной фигуры. Его исследования подняли важные вопросы о влиянии социального контекста на наше поведение.

5. Мариянн Ротерт

Мариянн Ротерт внесла значительный вклад в исследование межгрупповых отношений и предрассудков. Ее исследования показали, что негативные стереотипы и предрассудки могут быть изменены через сотрудничество и контакт между группами.

6. Гордон Оллпорт

Гордон Оллпорт известен своими исследованиями в области межличностной восприимчивости и взаимодействия. Он разработал теорию самовосприятия и теорию социального влияния, которые объясняют, как мы воспринимаем и интерпретируем себя и других людей.

7. Фестингер Леон

Леон Фестингер стал известен своей теорией когнитивного диссонанса. Он исследовал, как люди стремятся согласовывать свои мысли, убеждения и поведение, чтобы избежать психологического дискомфорта.

8. Элиот Аронсон

Элиот Аронсон известен своими исследованиями в области социальной преемственности и самооценки. Он разработал теорию социального сравнения и провел эксперименты, демонстрирующие влияние социального контекста на наши представления о себе.

9. Музафер Шериф

Музафер Шериф провел знаменитые эксперименты по межгрупповому конфликту и кооперации, известные как "Робберс Кейв". Его исследования исследовали процессы формирования групповой идентичности, предрассудков и разрешения конфликтов.

10. Фритц Хайдлер

Фритц Хайдлер внес важный вклад в изучение лидерства и динамики групп. Его исследования фокусировались на влиянии лидера на групповое поведение и процессы принятия решений.



Использованные литературные источники:

Курт Левин:

"Принципы топологической психологии: Фундаментальные концепции гештальт-психологии и гештальт-терапии" (1936)"Теория поля в социальных науках: Избранные теоретические работы" (1951)

"Групповое решение и социальные изменения" (1957)
Мюррей Хорне:

"Психология межличностных отношений" (1950)

"Личность и социальное взаимодействие: Избранные эссе" (1967)

"Социальное Я" (1982)
Лев Виготский:

"Мысль и язык" (1934)

"Разум в обществе: Развитие высших психологических процессов" (1978)

"Собрание сочинений Л.С. Выготского: Том 1-6" (1987-1999)

Стэнли Милгрэм:
"Подчинение авторитету: Экспериментальный взгляд" (1974)

"Индивид в социальном мире: Эссе и эксперименты" (1977)

"Опасности послушания" (1974)
Мариянн Ротерт:

"Уменьшение предрассудков и стереотипов в школах" (2004)

"Улучшение межгрупповых отношений: Основываясь на наследии Томаса Ф. Петтигрю" (2008)

"Межгрупповые контакты: Теория, исследования и новые перспективы" (2012)
Гордон Оллпорт:

"Природа предрассудков" (1954)

"Социальное влияние: Процессы и последствия" (2017)

"The Handbook of Social Psychology" (2010)
Фестингер Леон:

"Теория когнитивного диссонанса" (1957)

"Когнитивные последствия вынужденного подчинения" (1961)

"Конфликт, решение и диссонанс" (1972)
Элиот Аронсон:

"Социальное животное" (1972)

"The Jigsaw Classroom: Построение сотрудничества в классе" (1978)

"Некого ненавидеть: обучение состраданию после Колумбайн" (2000)
Музафер Шериф:

"Эксперимент "Пещера разбойников": Межгрупповой конфликт и сотрудничество" (1961)

"Межгрупповой конфликт и сотрудничество: Эксперимент в пещере грабителей" (1966)

"Психология социальных норм" (1936)
Фритц Хайдлер:

"Лидерство и принятие решений" (1982)

"Справочник по лидерству и групповой динамике" (2004)

"Групповая динамика и командные вмешательства: Понимание и повышение эффективности работы команды" (2009)


Творческое задание № 2



Ученые, раскрывающие подходы социальной психологии к проблеме личности

Автор теории, концепции

Подход к трактовке личности

1. Зигмунд Фрейд

Подсознательные мотивы, бессознательные конфликты, психосексуальное развитие

2. Карл Роджерс

Акцент на самоактуализации, ценности, исследование личной реальности

3. Альфред Адлер

Борьба за преодоление комплексов, переживания неполноценности, стремление к власти

4. Гордон Оллпорт

Формирование личности через процесс социализации и взаимодействие с окружающей средой

5. Эрик Фромм

Разработка концепции свободы и ответственности, поиск смысла жизни

6. Альберт Бандура

Акцент на взаимодействии между личностью и окружающей средой, саморегуляция, обучение через моделирование

7. Джордж Келли

Концепция конструктов — личных схем и категорий, определяющих восприятие и понимание мира

8. Лев Выготский

Взаимодействие с окружающими людьми, влияние культуры и социальной среды на формирование личности

9. Карен Хорни

Акцент на невротических конфликтах, обусловленных потребностью в признании и безопасности

10. Эрик Эриксон

Теория психосоциального развития, акцент на кризисах и стадиях развития личности

11. Джон Боулби

Теория привязанности, взаимодействие с окружающими людьми и влияние на формирование личности

12. Эрих Фромм

Исследование основных потребностей и стремлений личности, акцент на поиске идентичности и свободы

13. Джеймс Маркс

Теория социального конструкционизма, акцент на взаимодействии и социальном контексте формирования личности

14.Анна Фрейд

Теория психоанализа у детей, взаимодействие с родителями и семейная динамика

15. Джон Дьюи

Акцент на опыте и взаимодействии с окружающей средой, концепция инструментальной активности

16. Леон Фестингер

Теория когнитивного диссонанса, акцент на согласованности между верованиями и поведением личности

17. Масахиро Канда

Теория контекстуализма, акцент на взаимодействии между культурным контекстом и личностью

18. Ролло Мэй

Экзистенциальный подход, акцент на выборе, ответственности и поиске смысла в жизни

19. Карл Густав Юнг

Теория аналитической психологии, акцент на коллективном бессознательном и архетипах

20. Джордж Херберт Мид

Исследование личностного роста и самореализации, баланс между потребностями и обязанностями



Использованные литературные источники:
Зигмунд Фрейд - "Интерпретация сновидений", "Толкование неврозов", "Введение в психоанализ", "Я и Оно"

Карл Роджерс - " Становление личностью ", "Обновление в психотерапии", "Свобода для себя"

Альфред Адлер - "Ошибки в судьбе", "Понимание человека", "Размышления о жизни"

Гордон Оллпорт - "Психология личности: его теории и исследования", "Процесс формирования личности", "Социализация личности"

Эрик Фромм - "Бегство от свободы", "Искусство любить", "Забытая душа", "Психоанализ и религия"

Альберт Бандура - "Социальное научение и личность", "Теория саморегуляции", "Самоэффективность в работе и жизни"

Джордж Келли - "Персональная конструктология", "Мифы о человеческой природе", "Обзор конструктной психологии"

Лев Выготский - "Мышление и речь", "Психология развития", "История развития высших психических функций"

Карен Хорни - "Неврозы и человеческое развитие", "Новое понимание женщины в психоанализе", "Самоанализ"

Джордж Херберт Мид - "Человек против себя", "Творческая натура", "Будьте то, что вы хотите быть"

Эрик Эриксон - "Детство и общество", "Молодость и кризис", "Идентичность: юность и кризис"

Джон Боулби - "Разрушение и связь", "Отделение: грусть и печаль", "Безопасность, привязанность и преемственность"

Эрих Фромм - "Искусство любить", "Иметь или быть?", "Бегство от свободы", "Здравомыслие и психоанализ"

Джеймс Маркс - "Социальное строение реальности", "Общество в сознании индивида", "Социальная конструкция реальности"

Анна Фрейд - "Детство в анализе", "Влияние ребенка на семью", "Игра как развивающая сила в ребенке"

Джон Дьюи - "Опыт и природа", "Демократия и образование", "Искусство и опыт"

Леон Фестингер - "Когнитивная диссонанса", "Социальное сравнение", "Теория выбора"

Масахиро Канда - "Культурное поведение и психологические теории", "Теория культурной активности", "Психология языка и мышления"

Ролло Мэй - "Любовь и воля к власти", "Человек в поисках себя", "Власть и невинность"

Карл Густав Юнг - "Психология и алхимия", "Типы психологии", "Архетипы и коллективное бессознательное", "Символы трансформации"


Творческое задание № 3

Технологии эффективной коммуникации



Ученый

Его идеи, касающиеся оптимизации процесса коммуникации

1. Дэйл Карнеги

Значение умения слушать, проявлять искренний интерес к собеседнику, находить общие интересы

2. Маршалл Розенберг

Концепция ненасильственного общения, акцент на эмпатии, честности и выражении своих потребностей

3. Джордж Миллер

Идея 7±2: ограниченная емкость рабочей памяти, необходимость структурирования информации

4. Вирджиния Сатир

Уделять внимание невербальным сигналам, активно использовать позитивное подтверждение и эмоциональное подключение

5. Фридрих Гласс

Техника "активного слушания", включающая в себя повторение и перефразирование сказанного собеседником

6. Джон Готман

Концепция "магического соотношения" в коммуникации, включающая положительные и негативные реакции в определенных пропорциях

7. Ниджель Хоул

Модель "межличностной эластичности", основанная на адаптивной коммуникации и гибкости в отношениях

8. Дебора Таннен

Исследование различий в коммуникации между мужчинами и женщинами, акцент на контексте и целях общения

9. Алан Пиз

Концепция "транзакционного анализа", включающая изучение коммуникативных паттернов и ролей взаимодействия

10. Пол Экман

Исследование выражений лица и невербальных сигналов, акцент на умении распознавать и интерпретировать эмоции

11. Ирвинг Гофман

Теория "фреймов", акцент на восприятии и интерпретации информации с учетом контекста и ожиданий

12. Джудит Глейзер

Уделять внимание микро-выражениям, жестам, интонации и другим деталям в коммуникации

13. Майкл Аргайл

Исследование невербальной коммуникации, акцент на глазном контакте, жестах и пространственных отношениях

14. Умберто Эко

Концепция "модели читателя", понимание коммуникации как активного процесса восприятия и интерпретации информации

15. Джейн Эллиот

Исследование межгрупповой коммуникации, акцент на стереотипах, предубеждениях и умении слушать и понимать друг друга