Файл: Лабораторная работа 8 Изучение конструкций подшипников качения Цель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 8

Изучение конструкций подшипников качения

Цель работы:

  1. Ознакомление с назначением подшипников качения, их классификацией, а также изучение конструкции, маркировки и особенностей эксплуатации.

  2. Получить навыки классификации подшипников качения по внешнему виду, маркировке, отдельным деталям.

  3. Изучить условные обозначения подшипников качения.

  4. Ознакомиться с материалами, которые применяются для изготовления подшипников качения.

  5. Вычертить эскизы подшипника.


Требования к выполнению работы

Пример выполнения работы показан в приложении 1.

Варианты заданий приведены в приложении 2.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с заданием на выполнение работы.

  2. По заданному варианту в соответствии с видом подшипника, названия, серии, внутренним диаметром и стандартом записать обозначение подшипника.

  3. Начертить подшипник, как показано на рис.1. и кратко описать его устройство и назначение по виду воспринимаемой нагрузке.

  4. Указать наружный диаметр и ширину подшипника.


Основные сведения о подшипниках качения

В общем случае подшипник качения состоит из наружного 1 и внутреннего 1 кольца, на которых могут быть выполнены беговые дорожки (канавки). Между кольцами расположены тела качения 3 (шарики, ролики). Для базирования тел качения внутри подшипника используется сепаратор. Внутренне кольцо устанавливается на валу, наружное - в корпусе (опоре). Устройство подшипника качения показано на рис. 1.



Рис. 1 Устройство подшипника качения

Передача усилий от вала на опоры осуществляется через тела качения.

Подшипники качения служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на раму машины. По сравнению с подшипниками скольжения, у которых опорный участок вала (шейка, пята) скользит по поверхности подшипника, у подшипников качения трение скольжения заменяют трением качения посредством установки тел качения (шариков или роликов) между опорными поверхностями подшипника и вала. При этом коэффициент трения снижается до 0,0015÷0,006. Конструкция подшипников качения позволяет изготавливать их в массовых количествах как стандартную продукцию, что значительно снижает стоимость производства. Отечественной промышленностью изготавливаются подшипники наружным диаметром от 1,5 до 200 мм, массой от 0,5 г до 3,5 т. Конструкция подшипников качения


Подшипники качения (рисунок 1) состоят из наружного 1 и внутреннего 2 колец, тел качения 3 и сепаратора 4, предназначенного для направления и разделения тел качения. Кольца и тела качения изготавливаются из шарикоподшипниковых сталей (ШХ 15, ШХ 6 и др.), сепараторы – из низкоуглеродистой стали, бронзы, латуни и т.д. Существуют подшипники и без сепараторов. В таких подшипниках тела качения набегают друг на друга, при этом, кроме трения качения, возникает трение скольжения, увеличиваются потери на трение и износ подшипника. Классификация подшипников качения Подшипники качения классифицируются по различным признакам: по виду воспринимаемой нагрузки, по форме тел качения, по числу рядов тел качения, по конструктивным и эксплуатационным признакам, по радиальным габаритным размерам. Классификация по виду воспринимаемой нагрузки В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают следующие виды подшипников качения: радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные. Радиальные подшипники способны воспринимать или только радиальную нагрузку, например, цилиндрические роликоподшипники, или радиальную при способности воспринимать также незначительную осевую нагрузку, например, радиальный однорядный шарикоподшипник.

Классификация по радиальным габаритным размерам

По этому признаку, т.е. в зависимости от соотношения наружного и внутреннего диаметров, подшипники подразделяются на шесть размерных серий: легкие (3 серии); средние (2 серии) и тяжелые. Примерное соотношение между габаритами различных серий для подшипников качения одного и того же внутреннего диаметра показано на рисунке 2.

Определение основных размеров выполнять по: ГОСТ Р 52598-2006. Радиальные и радиально-упорные подшипники. Основные размеры. Размерные ряды. Можно найти по ссылке: https://docs.cntd.ru/document/1200047893

d - диаметр отверстия;

D- наружный диаметр;

B - ширина подшипника;

r
- размер фаски.

Рис. 2 Классификация по радиальным габаритным размерам

Перечень серии ширин указан в порядке увеличения размера ширины. Сопоставление обозначений серии диаметров и серии ширин подшипников по ГОСТ 3478-79.

Подшипники радиальные и радиально-упорные шариковые и роликовые



Подшипники радиальные шариковые и роликовые, и радиально-упорные шариковые с коническим внутренним отверстием



Обозначение подшипников качения

Правила обозначения стандартных подшипников качения указаны в ГОСТ 3189-89. Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений.

Расшифровку обозначения нужно проводить справа налево.

Обозначение состоит из набора цифр, каждая из которых указывает на ту или иную техническую характеристику.

Для обозначений подшипников с внутренним диаметром до 10 мм используется следующая схема:



Для обозначений подшипников с внутренним диаметром более 10 мм используется следующая схема:



Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипник. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5. 

Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру.

Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 20 указываются следующие цифры.

Диаметр отверстия подшипника, мм

Обозначение

10

00

12

01

15

02

17

03

Третья цифра справа для подшипников с диаметром больше 10 указывает на серию диаметров. При внутреннем диаметре меньше 10 третей цифрой указывается 0.

Их проставляют согласно таблице:

0

нулевая

7

сверхлегкая

8

сверхлегкая

9

особо легкая

1

особо легкая

2

легкая

5

легкая широкая

3

средняя

6

средняя широкая

4

тяжелая


Но если нет указаний серии шин, то и здесь будет стоять 0. Дополнительные характеристики несут следующие знаки на этом месте:

  • 7 – нестандартный внешний размер;

  • 8 – неклассическая ширина;

  • 9 – ненормализованный радиус внутренней окружности.



Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника.

  • 0 радиальный шариковый однорядный

  • 1 радиальный шариковый двурядный сферический

  • 2 радиальный с короткими цилиндрическими роликами

  • 3 радиальный роликовый двурядный сферический

  • 4 роликовый с длинными или игольчатыми роликами

  • 5 роликовый свитыми роликами

  • 6 радиально-упорный шариковый

  • 7 роликовый конический

  • 8 упорный шариковый

  • 9 упорный роликовый

Пятая и шестая цифра справа указывает на конструктивные особенности подшипника.

Конструктивные исполнения подшипников указаны в ГОСТ 3395 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения 

Седьмая цифра справа обозначают серию по ширине:

  • узкие

  • нормальные

  • широкие

  • особо широкие

Нули в левой части обозначения могут опускаться (не указываться).
Примеры обозначения подшипников по ГОСТ

Рассмотрим пример обозначения радиального шарикоподшипника с внутренним диаметром 30 мм, сверхлегкой серии диаметров 9, нормальной серии ширин 1.

  • Первые две цифры справа 30/5=06

  • Третья цифра - серия диаметров - 9

  • Четвертая цифра справа для шарикового радиального однорядного подшипника - 0

  • Пятая и шестая цифра 00 - без конструктивных особенностей

  • Седьмая цифра справа - серия ширин - 1

Получается, что обозначение данного подшипника - 1000906.

Расшифруем обозначение подшипника 2007108, расшифровку будем проводить справа налево.

  • 08 - цифра указывает на внутренний диаметр подшипника, поделенный на 5, значит диаметр кольца подшипника - 08*5=40мм

  • 1 - серия диаметров 1

  • 7 - роликовый конический

  • 00 - без конструктивных особенностей

  • 2 - серия ширин 2

Получается, что обозначение 2007108 имеет роликовый конический подшипник серии диаметров 1, серии ширин 2.

Рассмотрим обозначение подшипника с диаметром меньше 10: Подшипник шариковый радиальный однорядный 1000088.


  • 8 - диаметр подшипника меньше 10 мм, цифра обозначает внутренний диаметр подшипника 8 мм.

  • 8 - серия диаметров 8

  • 0 - третья цифра 0, при обозначении подшипников с внутренним диаметром меньше 10

  • 0 - шариковый радиальный однорядный

  • 00 - без конструктивных особенностей

  • 1 - серия ширин 1

Обозначение класса точности подшипника

Точность подшипника

Обозначение

Нормальная

0

Повышенная

6

Высокая

5

Прецизионная

4

Сверхпрецизионная

2


Класс точности указывается цифрой слева от обозначения подшипника и отделяется знаком « – » (тире). Класс «0» в условном обозначении не указывается.

Дополнительные обозначения справа от основного обозначения характеризуют применение марки металла, конструкции деталей и специальные технические требования, предъявляемые к подшипникам (табл. 8.5).

Пример обозначения:

Подшипник 107, для расшифровки удобнее записать 0 00 0 107.

  • 07 - внутренний диаметр 35

  • 1 - серия диаметров 1

  • 0 - шариковый радиальный однорядный

  • 00 - без конструктивных особенностей

  • 0 - серия ширин 0

Приложение 1

Пример выполнения работы
Лабораторная работа № 8

Изучение конструкций подшипников качения
Цель работы:

  1. Ознакомление с назначением подшипников качения, их классификацией, а также изучение конструкции, маркировки и особенностей эксплуатации.

  2. Получить навыки классификации подшипников качения по внешнему виду, маркировке, отдельным деталям.

  3. Изучить условные обозначения подшипников качения.

  4. Ознакомиться с материалами, которые применяются для изготовления подшипников качения.

  5. Вычертить эскизы подшипников.




    1. Устройство подшипников качения

Показать рисунок заданного подшипника

Рис. 1 Устройство подшипника

      1. Описание устройства подшипника

Подшипник качения (рисунок 1) состоит из наружного 1 и внутреннего 2 колец, тел качения 3 и сепаратора 4, предназначенного для направления и разделения тел качения.