Файл: Класс Млекопитающие общая характеристика как высших позвоночных животных, основные отряды, значение в экосистемах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Скелет человека— совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. В составе скелета взрослого человека около 205—207 костей, из них 32—34 — непарные, остальные — парные. Скелет выполняет следующие функции: создает твердую опору и защиту органов и тканей; образует рычаги для перемещения в пространстве и движения частей тела друг относительно друга.

Скелет состоит из осевого скелета и скелета верхних и нижних конечностей. К осевому скелету относятся череп, позвоночный столб и грудная клетка. Позвоночный столб и грудная клетка составляют скелет туловища. Кости скелета верхней и нижней конечностей называют добавочным скелетом.

Позвоночный столб выполняет функции опоры (для головы и туловища), защиты (для спинного мозга) и движения (для черепа и позвонков), а также биологические функции: кроветворную (за счет красного костного мозга) и участие в минеральном обмене. Позвоночный столб состоит из 33–34 позвонков: 7 шейных позвонков; 12 грудных позвонков; 5 поясничных позвонков; 5 крестцовых позвонков; 4–5 копчиковых позвонков.

В позвонке выделяют тело позвонка и дугу позвонка, которые замыкают позвоночное отверстие. При наложении позвонков друг на друга из позвоночных отверстий образуется позвоночный канал. От дуги отходят отростки: непарный остистый, парные поперечные и парные суставные (верхние и нижние). У места соединения дуги позвонка с телом находятся верхняя и более глубокая нижняя позвоночная вырезки, между которыми на позвоночнике в целом образуются межпозвоночные отверстия.

Первый шейный позвонок — атлант — соединяется с черепом. У него отсутствует тело, которое в процессе развития отходит ко второму шейному позвонку, образуя зуб. Этот позвонок имеет 2 дуги: короткую переднюю и длинную заднюю, которые соединяются друг с другом при помощи боковых масс. На боковых массах располагаются верхняя суставная ямка и нижняя суставная ямка, а также поперечные отростки.

Второй шейный позвонок называется осевым. Особенностью осевого позвонка является наличие зуба на верхней поверхности тела. Типичные шейные позвонки имеют: тело позвонка; дугу позвонка; позвоночное отверстие; остистый отросток; 2 парных поперечных отростка; поперечное отверстие. Вблизи тела позвонка на дуге слева и справа располагаются верхний суставной отросток и нижний суставной отросток; у места соединения дуги позвонка с телом находятся верхняя позвоночная вырезка и более глубокая нижняя позвоночная вырезка. Особенностью позвонков шейного отдела является наличие поперечного отверстия в поперечных отростках.


Грудные позвонки называют типичными, потому что они имеют все анатомические образования, присущие другим позвонкам. Их особенностью является наличие реберных ямок на боковых поверхностях тела позвонка и на поперечных отростках.

Поясничные позвонки отличаются массивностью, так как несут большую нагрузку.

Крестцовые позвонки к 17–25 годам срастаются в единую кость — крестец. Крестец имеет форму клина; на нем различают обращенное кверху основание крестца, книзу — верхушку крестца, кпереди — тазовую поверхность, кзади — дорсальную поверхность. Слева и справа от основания находятся латеральные части, на каждой из которых определяются ушковидная поверхность и крестцовая бугристость. Основание крестца выступает вперед в виде мыса. При срастании крестцовых позвонков образуется крестцовый канал, внизу он заканчивается крестцовой щелью. На дорсальной поверхности крестца имеются дорсальные крестцовые отверстия и 5 гребней, образованных в результате срастания отростков крестцовых позвонков.

Копчик— рудиментарная часть позвоночного столба. Имеет треугольную форму, состоит из 4–5 сросшихся копчиковых позвонков.

Кости грудной клетки представлены грудиной и 12 парами ребер. Грудина — непарная плоская кость. В ней выделяют рукоятку грудины, тело грудины, мечевидный отросток, угол грудины, соответствующий уровню прикрепления II ребра, яремную вырезку, ключичную вырезку, 7 пар реберных вырезок.

Ребра насчитывают 12 пар: 7 пар верхних ребер, соединенные с грудиной, называются истинными ребрами; 3 пары ребер с грудиной непосредственно не связаны, соединяются с вышележащими ребрами — это ложные ребра; 2 последних ребра свободно заканчиваются в боковой стенке брюшной полости — колеблющиеся ребра.

Ребра с I по X имеют 2 части: костную и хрящевую; XI и XII ребра хрящевой части не имеют. На ребре выделяют наружную и внутреннюю поверхности. Костная часть включает: головку ребра; шейку ребра; бугорок ребра(отсутствует у XI, XII ребер); угол ребра (у I ребра он совпадает с бугорком ребра); борозду ребра на внутренней поверхности нижнего края для сосудов и нерва.

Череп является скелетом головы и служит вместилищем головного мозга, органов чувств и начальных отделов пищеварительного и дыхательного трактов. Череп состоит из 2 отделов: мозгового и лицевого. Мозговой отдел черепа состоит из 8 костей: непарные кости — лобная, решетчатая, клиновидная, затылочная; парные кости — теменная, височная. К костям лицевого отдела черепа относятся 15 костей: парные кости — верхняя челюсть, небная кость, носовая кость, слезная кость, скуловая кость, нижняя носовая раковина; непарные кости — нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость.



Кости верхней конечности образуют пояс, представленный лопаткой и ключицей, и свободную часть верхней конечности, состоящую из плечевой кости, образующей плечо, костей предплечья — лучевой и локтевой, и костей кисти — запястья, пясти и пальцев.

Кости кисти представлены костями запястья, пястными костями и костями пальцев кисти, или фалангами. Кости запястья расположены в 2 ряда: проксимальный (4 кости) и дистальный (4 кости). Проксимальный ряд (начиная от большого пальца) образуют: ладьевидная; полулунная кость; трехгранная кость; гороховидная кость. Дистальный ряд (начиная от большого пальца) образуют: кость-трапеция; трапециевидная кость; головчатая кость; крючковидная кость.

Пястные кости в количестве 5 относятся к коротким трубчатым костям. Они имеют: диафиз — тело; проксимальный эпифиз — головку; дистальный эпифиз — основание.

Кости нижней конечности образуют пояс и свободную часть конечности. Пояс представлен тазовой костью и крестцом. Свободная часть состоит из бедренной кости, образующей бедро, костей голени — большеберцовой и малоберцовой костей, костей стопы — предплюсны, плюсны и пальцев.

Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника. Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге. Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов – угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.
3. Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ),представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.


Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 26 заданий и состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом: 1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания; 1 задание на заполнение пропуска в тексте; 5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий с выбором нескольких верных ответов базового и повышенного уровней сложности; 5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму); 3 задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов базового уровня сложности.

Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ биологического эксперимента, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Экзаменационная работа ОГЭ включает в себя пять содержательных блоков.

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.


Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); о внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов

жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образованиясоответствующимтребованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

Каждый вариант КИМ содержит 29 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 22 задания:

6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка; 3 – на поиск ответа по изображению на рисунке;

4 – на установление соответствия элементов двух-трёх множеств;

4 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;

2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;

2 – на дополнение недостающей информации в таблице;

1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.