ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену по курсу “Прокурорский надзор”
Общая часть
Общая часть
1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор»
2. Государственно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
3. Общие, специальные и частные задачи прокурорского надзора
4. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в РФ
5. Решения Конституционного суда РФ в сфере деятельности органов
прокуратуры
6. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции
Генерального прокурора РФ
7. Принципы организации и деятельности прокуратуры
8. Функции и иные направления деятельности прокуратуры
9. Система прокуратуры Российской Федерации и структура ее органов
10. Органы прокуратуры и система правоохранительных органов РФ
11.Специализированные прокуратуры РФ
12. Военная прокуратура
13. Природоохранная прокуратура
14. Генеральная прокуратура РФ
15. Прокуратура Республики Татарстан
16. Организации работы и управления в органах прокуратуры. Принципы
организации работы и управления в органах прокуратуры
17. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской
Федерации
18. Требования предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров
19. Кодекс этики прокурорского работника
20. Правовое регулирование статуса прокурора
21. Понятие полномочий прокурора. Классификации полномочий
прокурора
22. Правовые средства прокурорского надзора
23. Акты прокурорского реагирования.
24. Тактика и методика прокурорского надзора
25. Прокурорская проверка: понятие, задачи, виды и тактика
Особенная часть
1. Надзор за исполнением законов и законностью нормативных актов:
общие положения
2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и
законностью нормативных актов
3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и
законностью нормативных актов
4. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: общие
положения
5. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина
6. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина
7. Надзор за исполнением законов органами осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность: общие положения
8. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
9. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
10. Надзор за исполнением законов органами осуществляющими
дознание и предварительное следствие: общие положения
11.Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
12. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
осуществляющими дознание и предварительное следствие
13. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу: общие положения
14. Организация прокурорского надзора за исполнением законов
администрациями учреждений, исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу
15. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
администрациями учреждений, исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу
16. Надзор за исполнением законов судебными приставами: предмет,
задачи, особенности организации
17. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью
18. Уголовное преследование как функция прокуратуры
19. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
20. Обстоятельства, на которые прокурор должен обращать внимание
при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным
заключением
21. Участие прокурора в конституционном и административном
судопроизводстве
22. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве
23. Участие прокурора в правотворческой деятельности
24. Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры
25. Международное сотрудничество органов прокуратуры
1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор»
Понятие «прокурорский надзор» характеризует: (1) вид государственной деятельности, осуществляемый прокурорскими работниками; (2) отрасль юридической науки, исследующую указанный вид деятельности; (3) учебную дисциплину, которая представляет для изучения систему научных знаний о правовом положении, функциях, деятельности прокуратуры. В каждом из них рассматривается свой, отличающийся от других предмет.
Под прокурорским надзором, как специфическим видом государственной деятельности, осуществляемой прокуратурой, подразумеваются практические действия по проведению проверок точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований всех законов, действующих на территории Российской Федерации, в каждом конкретном случае их применения. Практика применения законов при осуществлении надзора за исполнением норм права и реализация иных функций является предметом этой деятельности.
Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль юридической наукипризван изучать соответствующее законодательство о прокурорском надзоре, практику его применения, исторический и зарубежный опыт, тенденции формирующейся на этой базе концепции развития прокуратуры. Эта отрасль науки составляет сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, правоотношениях, возникающих в их деятельности, системе и организации надзорной работы прокуратуры и др. предметом прокурорского надзора как отрасли юридической науки являются закономерности развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемы правового регулирования и организации деятельности прокуратуры, задачи повышения эффективности этой деятельности и совершенствования форм, средств, методов осуществления надзора за законностью.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина
является учебной дисциплиной, в которой систематизировано и последовательно изучаются основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации, исследованные юридической наукой.
Предметом учебной дисциплины «Прокурорский надзор» является система знаний о сфере правовых общественных отношений, определяющих работу прокуратуры по надзору за законностью и другим направлениям ее деятельности.
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» состоит из двух частей: общей и особенной.
В общей части рассматриваются вопросы, определяющие сущность, цели, задачи прокуратуры, полномочия прокуроров, систему прокуратуры и т.д. (в частности, раскрывается роль прокуратуры как конституционного государственно-правового института и ее место в системе органов государственной власти). Особое внимание уделяется изучению правовых основ, принципов организации и деятельности прокуратуры, анализу структуры и иерархии функций, а также основных направлений их деятельности.
Содержанием особенной части является информация об особенностях деятельности прокуратуры по основным направлениям, и главным образом по важнейшему направлению — осуществлению прокурорского надзора в отдельных его отраслях и специфике реагирования прокурора на различные виды правонарушений.
2. Государственно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
Единственная статья Конституции Российской Федерации (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в главе 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. Её невозможно однозначно отнести ни к одной ветви государственной власти. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в
Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т.д.).
Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Все органы прокуратуры являются федеральными, субъекты Российской Федерации не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам.
Звеньями системы органов прокуратуры являются: Генеральная прокуратура Российской Федерации (возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации); прокуратуры федеральных округов; прокуратуры субъектов Российской Федерации; районные, городские прокуратуры; специализированные прокуратуры (природоохранная, военная, транспортная) со своими подсистемами органов.
Генеральный прокурор назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Однако при назначении прокуроров субъектов Российской Федерации Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.
Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории Российской Федерации, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. Они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях – в Конституционный Суд Российской Федерации), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:
- постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);
- протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);
- представление