Файл: Планконспект проведения практического занятия с личным составом по предмету Пожарнотактическая подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Утверждаю

Начальник 5го отряда

ОГКУ « Служба ГЗ и ПБ

Ульяновской области »

_____________А.Н. Камалов

«01» Июня 2023 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения практического занятия с личным составом по предмету

«Пожарно-тактическая подготовка»

на «05,06,07,08» Июня 2023 года
Тема 9: Особенности тушения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время 45 (мин.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения навыков тактических действий при пожарах и проведении АСРв жилых и общественных зданиях; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета дежурной смены.
Литература, используемая при проведении занятия:

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" «Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ от 26.05.2010»; Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»; интернет ресурс fireguys.ru.

Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.


ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ

Более 70 % пожаров происходит в жилом секторе. В жилом фонденаблюдается наибольшая смертность на пожарах, значительные материальныеубытки. По статистике главными причинами пожаров в жилых помещения являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение технологии эксплуатации электроприборов и поджоги.

При пожаре в жилых зданиях возможны:


  • угроза людям, находящимся на этажах, наличие среди них не способных к самостоятельному передвижению и эвакуации (больные, престарелые, малолетние дети и др.);

  • наличие значительных культурно-материальных ценностей;

  • быстрое распространение горения по сгораемым конструкциям и материалам на большие площади;

  • задымление лестничных клеток, коридоров, холлов и других путей эвакуации;

  • высокая температура внутри помещений подвала и помещений, не имеющих оконных проемов, наличие в них складов различных материалов и веществ, электрических, газовых и других коммуникаций;

  • распространение огня в вышерасположенные этажи через неплотности и отверстия в перекрытиях, вентиляционные каналы, шахты, люки, другие коммуникации, а также путем прогрева железобетонных, металлических конструкций или выброса огня через окна и проемы;

  • деформация, обрушение строительных конструкций;

  • образование и взрывы (вспышки) горючих смесей с воздухом, продуктов пиролиза и неполного сгорания;

  • взрывы транспортных и бытовых баллонов с горючими газами, а также емкостей с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ);

  • сложность и трудоемкость подачи средств тушения в верхние этажи здания;

  • недостаток воды для целей пожаротушения;

  • загромождение подъездов к зданию и отсутствие благоустроенных дорог;

  • нарушение энергоснабжения противопожарных систем и устройств, электрооборудования по управлению движения лифтами с остановкой их, как правило, на этаже пожара;

  • сложность установки автолестниц и автоподъемников для проведения работ по спасению людей, применения иных технических средств спасения и тушения пожара;

  • сложность ликвидации очагов горения в завалах из-за наличия воздушных карманов, образовавшихся в результате обвалов.

Подразделения пожарной охраны, прибывающие к месту пожара, одновременно с проведением разведки пожара организуют спасение людей и приступают к выполнению других видов действий по тушению пожаров в порядке важности и неотложности выполнения при наличии необходимых сил и средств.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • выяснить места нахождения людей, выбрать кратчайшие безопасные пути и способы их эвакуации, принять меры к предотвращению паники (установить плакаты, сделать сообщение по громкоговорящей связи и т.д.);

  • определить пути продвижения к очагу пожара, его размеры и вероятные направления распространения;

  • определить возможность использования лоджий, балконов, наружных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и других средств для спасания людей (ручные пожарные лестницы, полотна, пневмоустройства и т.д.);

  • выяснить у администрации места расположения уникального и наиболее ценного оборудования, степень угрозы ему от огня и дыма, необходимость, порядок, очередность и выполнение мероприятий по его эвакуации;

  • установить возможность использования стационарных систем тушения и удаления дыма;

  • определить необходимое количество сил и средств для ликвидации горения, спасания людей и эвакуации имущества;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.



Действия по тушению пожаров на этажах здания:

  • обеспечить проведение спасательных работ, предотвращая панику среди людей на путях эвакуации из здания (сооружения);

  • осуществлять подачу стволов на этажи по лестничным клеткам, а также используя автолестницы и автоподъемники для подачи стволов в оконные проемы;

  • производить тушение одновременно во всех помещениях этажа, при недостатке сил и средств подавать стволы в крайние горящие помещения, предотвращая распространение и последовательно ликвидируя пожар;

  • вводить стволы одновременно в очаг пожара, смежные этажи или чердак, в помещения возможного распространения огня по коммуникационным каналам и пустотам конструкций;

  • применять водяные стволы с большим расходом при развившихся пожарах;

  • установить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода;

  • использовать для подачи воды в верхние этажи или на крышу сухотрубы и внутренние пожарные краны с включением насосов-повысителей;

  • оценить возможность использования принудительной вентиляции, автомобилей дымоудаления или переносных вентиляторов для удаления дыма с горящего и вышележащих этажей, а также путей эвакуации;

  • организовать проверку вентиляционных коммуникаций для предотвращения распространения огня;

  • обеспечить защиту от проливаемой воды;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


Действия по тушению пожаров в подвалах зданий:

  • производить тушение силами ГДЗС в нескольких направлениях, направлять основные силы и средства непосредственно на тушение очага пожара и одновременно для защиты первого этажа;

  • организовать связь для управления силами тушения и спасения;

  • принять меры к выяснению планировки подвала, характера хранящихся материалов, конструктивных элементов перекрытия, угрозы распространения огня в этажи здания;

  • обеспечить в первую очередь подачу пенных стволов, а при их отсутствии распыленных и компактных струй воды со смачивателями;

  • использовать тонкораспыленную воду для снижения температуры в объеме и осаждения дыма;

  • принять меры к предупреждению задымления лестничных клеток, используя для этого свободные проемы здания, перемычки и средства дымоудаления;

  • производить вскрытие перекрытий или стен при невозможности быстрого проникновения к очагу пожара через имеющиеся проемы, предусмотрев возможность отхода пожарных при внезапном изменении ситуации;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.



Действия по тушению пожаров вчердакахзданий:

  • подавать стволы, как правило, по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам;

  • производить при необходимости вскрытие кровли для удаления дыма, снижения температуры в объеме и подачи стволов;

  • использовать преимущественно распыленную воду со смачивателями для ликвидации пожара;

  • подавать стволы на защиту верхних этажей здания;

  • производить контрольные вскрытия горящего перекрытия по всей площади как со стороны чердака, так и снизу;

  • обеспечить соблюдение мер безопасности при работе на крутых и обледенелых крышах, а также в случае выброса огня и дыма при вскрытии кровли;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


Действия по тушению пожаров вкоммуникационных этажах зданий:

  • подать водяные стволы с малым расходом, применять по возможности объемные средства тушения (газ, твердотопливный аэрозоль и т.д.) или заполнить этаж пеной;

  • организовать съем теплоизоляции для предупреждения распространения огня;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В СТРОЯЩИХСЯ ЗДАНИЯХ

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • обеспечить защиту несущих конструкций здания, строительных лесов, переходов, при этом подавать водяные стволы с большим расходом и предотвращать распространение огня внутрь здания;

  • подать водяные стволы с большим расходом при развившихся пожарах внутрь здания;

  • производить при необходимости разборку (уборку) лесов и других горючих материалов, создавать противопожарные разрывы;

  • производить подачу стволов для тушения в отдельных случаях с помощью автолестниц и коленчатых подъемников.

Также необходимо обратить особое внимание на технику безопасности, т.к. в новостройках отсутствуют ограждения всех видов и имеются незакрытые проемы в перекрытиях и стенах.


ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Тушение пожаров в больницах.

При пожаре возможны:

  • возникновение паники;

  • наличие большого количества людей, не способных самостоятельно передвигаться;

  • наличие инфекционных и нервно-психических больных;

  • наличие на окнах и дверях металлических сеток и решеток;

  • распространение горения по развитым системам вентиляции и кондиционирования воздуха;

  • наличие дорогостоящей специальной медицинской аппаратуры, электрооборудования, различных химических реактивов и веществ;

  • наличие газовых баллонов;

  • выделение токсичных веществ при горении фармацевтических препаратов.


При следовании на пожар до прибытия к месту вызова необходимо отключить звуковую и световую сигнализацию пожарных автомобилей, расставить пожарную технику по возможности вне зоны видимости больных для предотвращения паники.

При ведении действий по тушению пожаров в больницах необходимо:

  • определить количество медицинского персонала, личного состава подразделений пожарной охраны и других привлекаемых служб, необходимое для спасения и эвакуации больных, материальных ценностей и предотвращения паники;

  • выяснить количество больных, подлежащих эвакуации, и их транспортабельность;

  • определить места, способы и очередность эвакуации больных;

  • установить связь с обслуживающим медицинским персоналом;

  • назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала больницы, ответственное за учет эвакуируемых больных;

  • выяснить места возможного размещения ядовитых, легковоспламеняющихся и токсичных веществ и материалов;

  • прокладывать рукавные линии таким образом, чтобы они не мешали эвакуации;

  • обеспечить защиту от проливаемой воды складов медикаментов, аптек, фармацевтических отделений и оборудования лечебных кабинетов;

  • использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова в инфекционных отделениях, в помещениях с возможным нахождением ядовитых медицинских препаратов;

  • организовать, руководствуясь указаниями медицинского персонала, санитарную обработку личного состава, участвовавшего в тушении пожара в инфекционных отделениях, дезинфекцию боевой одежды и пожарно-технического вооружения, в последующем провести диспансеризацию личного состава;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

Тушение пожаров вшколах, домах-интернатах и детских дошкольных учреждениях.

При пожаре возможны:

  • панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах;

  • наличие большого количества детей, не способных самостоятельно передвигаться (дети ясельного возраста, дети в лечебных изоляторах);

  • сложность планировки здания.