Файл: Развитие музыкальных способностей детей в повседневной жизни детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие музыкальных способностей детей в повседневной жизни детского сада

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе.

Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Музыкально-эстетическое воспитание важно для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в нём дети дошкольного возраста, так как музыкальные впечатления, полученные ими в раннем детстве, остаются в их памяти на всю жизнь.

Особую актуальность сегодня приобретает проблема развития личности дошкольника в связи с тем, что в этом возрасте происходит формирование и развитие основных качеств личности ребенка. Поэтому одной из основных задач современного дошкольного образования является формирование творческих способностей личности дошкольника, в целом, и музыкальных способностей, в частности.

Эту мысль подтверждают современные научные исследования, которые свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, начатое в дошкольном возрасте, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важным вопросом для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения?

Известный психолог Б.М. Теплов в своих работах дал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей:

«Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся».

Иногда способности считают врожденными. Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются уже результатом развития задатков.


«Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания».

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность«Музыкальность - комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности».

Основными музыкальными способностями являются:

  • ладовое чувство,

  • музыкально - слуховые представления и

  • чувство ритма,

Именно их наличие дает возможность услышать, воспринять и осознать музыку.

Способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности под влиянием обучения и воспитания.

Рассмотрим возможности использования музыки, как средства развития музыкально-творческих способностей детей в их повседневной деятельности в детском саду.

Помимо деятельности детей на музыкальных занятиях, музыка является постоянным спутником утренней гимнастики, которая проводится в группах ежедневно.

В данном виде деятельности происходит комплексное воздействие музыки и движения на ребёнка – на его психо-эмоциональное состояние и его организм в целом.

Музыкальное сопровождение, которое звучит во время проведения утренней гимнастики:

- улучшает двигательную реакцию,

- активизирует волевые усилия, эмоциональные переживания, стремление к творчеству,

- обогащает слуховой, двигательный и коммуникативный опыта. ()

- организует коллектив,

- повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма.

- под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координировано, чем по словесному указанию.

-музыка способствует проявлению внимания и интереса, подсказывает характер движений.

Эффективность использования музыки зависит от удачного подбора музыкального сопровождения. Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать, в чем его смысл, какова последовательность упражнений, их темп, ритм, количество повторов и т.д.



Использование музыки на утренней гимнастике способствует развитию у детей таких музыкальных способностей, как музыкальная память и чувство ритма.

Использование музыки в игровой деятельности обогащает и углубляет её содержание и способствует развитию музыкальных способностей детей.

Одна из форм использования музыки в игре – иллюстрация к действиям сюжетно-ролевой игры. Например,

- играя в «Семью»: детки, исполняющие роль «мамы», поют детям колыбельные песни (малыши пропевают простые звуки «А-а»), совершают укачивающие движения;

- празднуя «Новоселье», дети начинают танцевать;

отправляясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях, и т.д.

Также, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников.

- например, старшие дошкольники любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия».

В игре в «Оркестр» выбирают «дирижера» и под его руководством

исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых

музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «Музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального

руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку,

проводят хороводные игры.

Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на

всестороннее развитие детей:

- они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях;

- развивают музыкальный слух и память;

- помогают выявить интересы детей.

Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему

Исполнению и к пению товарищей.

В играх дети поют без музыкального сопровождения, что очень важно для

развития музыкального слуха.

Другой формой музыкально-игрового взаимодействия дошкольников являются музыкально-дидактические игры. Их цель - развивать музыкальные способности детей, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности: отношения звуков по высоте и длительности, различении динамики, тембра, регистра, темпа. Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.


Проведение в повседневной жизни музыкально-дидактичных игр содействует музыкальному развитию, учит детей различать звучание разных инструментов, различать звуки по высоте, учит различать направление звучания мелодии, развивает у них чувство ритма. ( например: Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю». Цель: упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.Развивать тембровый слух.

Игра «Цвет-настроение» на определение характера музыки. Карточки с цветом, которому соответствует определенное настроение.

Театрализованная деятельность в детском саду является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие старших дошкольников в театрализации носит коллективный характер и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Участвуя в театрализации, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Использование музыки в театрализованной деятельности развивает у старших дошкольников музыкальную память, звуковысотный и ладотональный слух, ладовое чувство и чувство ритма.

Во время экскурсий, прогулок, игр на воздухе может звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная. Музыка во время прогулок оказывает воспитательное воздействие на детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Обычно это 
фольклорные игры разных народов, которые проводятся в сопровождении несложных песенок. Подвижные игры под пение вносят оживление и закрепляют приобретенные навыки.

На прогулке можно водить хороводы, устраивать игры под пение. Многие песни можно интересно инсценировать.

Летом на прогулку можно взять детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес. Наблюдая за явлениями окружающей природы целесообразно вспомнить музыкальный репертуар по теме наблюдения. Это могут быть песни о явлениях природы, о временах года, о предметах окружающего мира.

Планируя экскурсию, можно включить пение детьми маршевой песни, бодрый и весёлый характер которой создаст благоприятную эмоционально-психологическую обстановку экскурсии.

Таким образом, использование музыкального материала на прогулке закрепляет певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память.

Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в группе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

-способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности под влиянием обучения и воспитания.

-музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода.

-музыкальность - это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков и выделяет три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, музыкальная память, музыкально-ритмическое движение. Они образуют ядро музыкальности, формируются и развиваются в процессе музыкальной деятельности.