Файл: Законодательство о правоохранительном правосудии и его принципы судебная власть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет №1

Предмет и система дисциплины ПО РФ.

ПО – юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, их организация, основные направления деятельности и взаимодействие.

Содержание дисциплины "ПО" включает в себя следующие разделы:

  1. основные понятия, предмет и определение дисциплины,

  2. законодательство о правоохранительном правосудии и его принципы;

  3. судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ,различные суды,формирование судейского корпуса,Конституционный Суд РФ);

  4. деятельностьпо обеспечению функционирования судов и органы,ее осущ.;

  5. прокуратура и прокурорский надзор;

  6. органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений;

  7. органы, оказывающие юридическую помощь.

Конституционное право изучает роль судебной системы,органов прокуратуры,органов исполнительной власти в системе органов государственной власти,их задачи,порядок формирования высших судебных органов.

Административное право изучает принципы организации и функционирования органов исполнительной власти, к которым относятся органы Министерства юстиции РФ, МВД РФ.

Дисциплина плотно соприкасается с наукой уголовного процесса,которая изучает порядок выявления, расследования преступлений, изобличения и наказания виновных лиц, в т.ч. порядок проведения дознания, предварительного расследования, судопроизводство по уголовным делам, процедуру взаимодействия различных органов, осуществляющих уголовное преследование, между собой и с судом.

Дисциплина "Прокурорский надзор" значительно расширяет и конкретизирует сведения о правоохранительной деятельности прокуратуры, которые дает дисциплина "ПО".

Билет №2

Понятие, признаки и направления ПО-деятельности.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специальных уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке
посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т.ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

1) правоохранительная деятельность осущ. только спец.уполномоченными гос-ными органами,в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

2) направлена на защиту права,личности,общества и государства от преступных и иных посягательств;

3) правоохранительная деятельность осущ.в порядке,строго установленном законом; правоохранительная деятельность осущ.только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий,применения мер юр.воздействия;

4) применение мер юр.воздействия должно строго соответствовать закону,который определяет как основания применения указанных мер,так и конкретные меры,которые могут быть применены в конкретном случае.

Основные направления деятельности:

  1. Конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль (Конституционный Суд РФ): обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативно правовых актов,соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или отд.норм.

  2. Прокурорский надзор - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны.

  3. Обеспечение охраны порядка и безопасности (МВД,ФСБ,Налоговая полиция,таможенные службы):реализация мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства,пресечение противоправных проявлений.Минюст участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов гос-ной власти,организует исполнение судебных постановлений,лицензирует оказание правовых услуг.

  4. Выявление и расследование преступлении (подразделения прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговая полиция, таможенная служба).

Билет №3

Понятие, виды и классификация правоохранительных органов

Система ПО:

судебные органы;

прокуратура;

ПО исполнительной власти;

негос-ные организации.

Функции ПО:

конституционный контроль;

правосудие;судебный контроль;

уголовное преследование;

прокурорский надзор;

исполнение судебных решений;

охрана правопорядка и обеспечение безопасности;

обеспечение правовой помощи;

оперативно-розыскная деятельность.



Билет №4

Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»

По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего, универсальные нормативные акты, высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.

Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируется, прежде всего, рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой полиции), о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.

По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.

Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.

Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них прежде всего - федеральные конституционные законы.

Постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и других министерств и ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Билет №5

Конституция РФ – правовая основа деятельности органов ПО

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. в ней:

а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства;

б) сформирована система конституционных принципов правосудия;

в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов:

а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71-73);

б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации;

в) признания недопустимым противоречия федеральных законов конституционным законам;

г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49);

в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы международного права;

б) общепринятые нормы международного права;

в) нормы международных договоров.

Билет №6

Концепция разделения властей и её основное назначение

Основные положения теории разделения властей (по Монтескье) - существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами + должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга.


Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Билет №7

Понятие и значение демократических принципов правосудия

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

1)законности (исполнение всеми органами гос-ва, должностными лицами и гражданами требований закона);

2) осущ.правосудия только судом(суд явл.единственным органом,уполномоченным осущ.правосудие как особую форму гос-ной власти);

3) доступности судебной защиты(право граждан защищать свои права и свободы всеми способами,не запрещенными законом);

4) осущ.правосудия на началах равенства всех перед законом и судом(единый суд для всех,всем участникам процесса предоставляются равные права защищать свои интересы);

5) участия граждан в осущ.правосудия(народные заседатели-граждане РФ,наделенные правомочиями по осущ.правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофес.основе; присяжные заседатели-граждане РФ,вкл.в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела; арбитражные заседатели получили законодат.утверждение в ФКЗ «о судебной системе РФ» ст.8);