Файл: О. Д. Мишина, аспирант Алтайской гос педагогической академии, учитель обществознания, мбоу Лицей Сигма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (33) 2012
Bibliography
1.
Pidkasistihyj, P.I. Organizaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov. – M., 2004.
2.
Mitrokhina, S.V. Razvitie samostoyateljnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya v processe izucheniya matematiki: monografiya. – Tula, 2008.
Cтатья поступила в редакцию 03.03.12
УДК 373.1
Mishina O.D. REALIZATION OF FORMING SENIOR PUPILS WORLDVIEW MODEL AT THE SOCIAL STUDIES
LESSONS. The article deals with the concept of the «worldview», describes pedagogical conditions and realization of forming senior pupils worldview model at the social studies lessons.
Key words: a worldview, a worldview gnoseological component, a worldview reflexive component, a worldview
values component, criteria of senior pupils worldview development, model of forming senior pupils worldview
at the social studies lessons.
О.Д. Мишина, аспирант Алтайской гос. педагогической академии, учитель обществознания,
МБОУ «Лицей «Сигма», г. Барнаул, Е-mail: soclab@uni-altai.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассматривается содержание понятия «мировоззрение», описываются организационно-педагоги- ческие условия и результаты реализации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания.
Ключевые слова: мировоззрение, гносеологический компонент, рефлексивный компонент, ценност-
ный компонент, критерии сформированности мировоззрения, модель формирования мировоззрения
старшеклассников.
основана на системном, личностно-ориентированном, деятель- ностном, аксиологическом и дифференцированном подходах к формированию мировоззрения, принципах целостности, осмыс- ленности, ценностности и предполагает использование техноло- гии полного усвоения на уроках обществознания.
В данной статье представлено описание результатов апро- бации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания, проходившей на базе МОУ «Лицей
«Сигма» г. Барнаула в 2007-2011 годах. В педагогическом экспе- рименте принимали участие 198 старшеклассников (2007-2009
гг. – 133 человека, 2009-2011 гг. – 65). В экспериментальной груп- пе преподавание обществознания проходило по авторской мето- дике на основе технологии полного усвоения [6], реализовыва- лась модель формирования мировоззрения. В контрольной груп- пе изучение обществознания велось по традиционной методике.
В качестве критериев сформированности всех компонентов мировоззрения старшеклассников мы выделяем:
– объём знаний теоретического материала базового курса
«Обществознание»;
– умение использовать полученные знания в познаватель- ной и практической деятельности;
– целостность представлений личности о себе как социаль- ном субъекте;
– оценка практической деятельности личности в качестве социального субъекта;
– целостность сформированной системы ценностных ориен- таций;
– готовность личности действовать в направлении наиболее значимых ценностей.
По степени сформированности компонентов мировоззрение старшеклассников может находиться на элементарном, концеп-
туальном или методологическом уровне [7]. Посредством спе- циально разработанного инструментария была проведена комп- лексная диагностика уровней сформированности мировоззрения обучающихся в контрольной и экспериментальной группе.
Оценка сформированности гносеологического компонента мировоззрения старшеклассников осуществлялась при помощи диагностического теста. Методологический уровень гносеоло-
гического компонента мировоззрения предполагает, что учащи- еся демонстрируют овладение необходимым количеством тео- ретического материала базового курса «Обществознание», успеш- но проявляют умения объяснять, сравнивать, интерпретировать;
способны самостоятельно овладевать учебным материалом, ус- пешно выполняют задания повышенной степени сложности, за-
Современным обществом как никогда востребована лич- ность, способная выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающей средой, максимально реализовывать и непрерыв- но развивать имеющийся потенциал. Это возможно в том случае,
если личность владеет целостной системой знаний о социаль- ной реальности, собственных личностных особенностях и чётко выстроенными ценностными приоритетами. Следовательно, раз- витие личности предполагает, прежде всего, формирование ми- ровоззрения человека. Разделяем мнение учёных о ключевой роли мировоззрения в становлении личности [1].
Мировоззрение определяется нами как системообразующий элемент структуры личности, представляющий собой единство гносеологического, рефлексивного и ценностного компонентов,
дающее человеку целостное представление об окружающем мире и определяющее становление личности в качестве соци- ального субъекта [2]. Личность, обладающая целостным миро- воззрением, осознаёт свои способности, интересы, жизненные предпочтения, мотивы поведения, руководствуется ими в раз- личных жизненных ситуациях и способна к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.
Формирование мировоззрения как педагогический процесс заключается в создании условий для развития всех компонентов мировоззрения и объединения их в единое целое [2]. Формирова- ние гносеологического компонента мировоззрения мы рассмат- риваем как педагогический процесс, направленный на овладе- ние личностью целостными, обобщёнными, осмысленными на- учными знаниями об окружающей действительности. Формиро- вание рефлексивного компонента – педагогический процесс, на- правленный на осознание личностью себя в качестве социаль- ного субъекта, способного самостоятельно и целенаправленно осуществлять различные виды деятельности, анализировать их и корректировать. Формирование ценностного компонента – про- цесс, направленный на создание системы ценностных ориента- ций личности, понимаемых нами как разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения.
Обществознание как дисциплина, содержащая комплекс со- циогуманитарных наук, обладает огромным мировоззренческим потенциалом [3; 4]. В качестве способа его оптимального исполь- зования и преодоления противоречий, существующих в современ- ном социогуманитарном образовании [5], мы предлагаем модель формирования мировоззрения старшеклассников. Ее реализация


99
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (33) 2012
дания на анализ, обобщение, систематизацию. Концептуальный
уровень указывает на то, что старшеклассники овладели более половиной требуемого объёма теоретического материала, умеют характеризовать социальные объекты, объяснять, сравнивать,
а также анализировать, обобщать, систематизировать изученный теоретический материал. Однако данные умения успешно реа- лизуются не всегда. Способность самостоятельно овладевать учебным материалом проявляется от случая к случаю и в значи- тельной степени зависит от настроения. Ученики довольно ус- пешно выполняют типовые базовые задания алгоритмического уровня и несколько хуже – задания творческого уровня. Элемен-
тарный уровень характерен для учащихся, которым удалось ус- воить менее половины требуемого теоретического материала.
Отношение к учебной деятельности у данных школьников носит пассивный характер, мотивация к самостоятельному овладению учебным материалом отсутствует. Ученики распознают изучен- ный теоретический материал при внешней опоре, выполняют менее половины заданий на применение полученных знаний в сходных условиях, но не справляются с заданиями на примене- ние знаний в изменённых и новых условиях.
Анализ выполнения учащимися диагностического теста по- казал, что 31% учащихся экспериментальной группы имеют ме- тодологический уровень сформированности гносеологического компонента мировоззрения, 53% школьников – концептуальный,
16% – элементарный. В контрольной группе четверть учащихся продемонстрировали сформированность данного компонента на методологическом уровне, 39% – на концептуальном и 36% – на элементарном. Таким образом, в процессе реализации модели формирования мировоззрения старшеклассников гносеологичес- кий компонент мировоззрения формируется на более высоком уровне.
Полученных результатов удалось достичь за счёт разработ- ки и реализации следующих организационно-педагогических ус- ловий:
– структурирование учебной информации, чёткое обозначе- ние конкретного объёма теоретического материала, подлежаще- го обязательному усвоению учащимися;
– определение этапов и критериев усвоения знаний;
– отработка на практике умений учащихся использовать по- лученные знания в сходных, изменённых и новых условиях;
– дифференцированная работа с учащимися, овладевшими и не овладевшими знаниями в базовом объёме.
Сформированность рефлексивного компонента мировоззре- ния старшеклассников мы оценивали методом анкетирования.
Варианты ответов на вопросы анкеты являются индикаторами,
позволяющими определить уровень сформированности рефлек- сивного компонента. Методологический уровень рефлексивного компонента характеризует учащихся, обладающих целостным представлением о собственных способностях, недостатках, наи- более и наименее развитых личностных качествах. У данных уча- щихся сформированы целостное преставление о конкретных пу- тях саморазвития личности, способах коррекции «слабых» сто- рон и преодоления недостатков, готовность к практическому осу- ществлению деятельности, стремление к расширению социаль- ного опыта, что подтверждается конкретными целенаправленны- ми действиями, успешной реализацией социальных ролей. Кон-
цептуальный уровень свойственен старшеклассникам, у которых представления об индивидуальных особенностях собственной личности и о путях собственного саморазвития характеризуются недостаточной целостностью. Готовность личности к практичес- кому осуществлению деятельности по саморазвитию в большей степени зависит от настроения. Личность стремится к расшире- нию социального опыта, однако деятельность в данном направ- лении кратковременна, не всегда последовательна и целенап- равленна. Умения анализировать и корректировать собственное поведение у социального субъекта сформированы, но проявля- ются не всегда. Характеристикой элементарного уровня являет- ся фрагментарное и поверхностное представление учащегося об особенностях собственного «Я» как социального субъекта, не- конкретное представление личности о путях саморазвития. Осу- ществление деятельности по реализации социальных ролей ха- рактеризуется низкой степенью самостоятельности и целенаправ- ленности, зачастую происходит по принуждению со стороны взрос- лых, при этом собственная мотивация к выполнению социальных ролей отсутствует. Умения анализировать и корректировать от- дельные аспекты собственной деятельности проявляются в еди- ничных случаях, либо не сформированы вообще.
По окончанию педагогического эксперимента в эксперимен- тальной группе нами выявлено 29% старшеклассников с мето- дологическим уровнем сформированности рефлексивного ком- понента мировоззрения, 58% – с концептуальным и 13% – с эле- ментарным. В контрольной группе методологический уровень имели 20% школьников, концептуальный – 55%, элементарный
– 25%. Таким образом, в экспериментальной группе выявлено большее количество школьников с методологическим уровнем,
а в контрольной – вдвое больше респондентов с элементарным уровнем.
Сформировать рефлексивный компонент мировоззрения старшеклассников экспериментальной группы на более высоком уровне позволила реализация следующих организационно-педа- гогических условий:
– обращение к имеющемуся собственному опыту старшек- лассника;
– интеграция представлений старшеклассников о своём со- циальном «Я»;
– расширение имеющегося социального опыта старшекласс- ника;
– содействие в реализации практической деятельности стар- шеклассника в качестве социального субъекта.
Ценностный компонент мировоззрения мы рассматриваем как основное связующее звено, придающее мировоззрению це- лостность. Уровень сформированности данного компонента оце- нивался по результатам анкетирования и анализа творческих ра- бот старшеклассников. Методологический уровень ценностно-
го компонента предполагает наличие целостной системы цен- ностных ориентаций, высокую степень согласованности ценнос- тей-целей и ценностей-средств, а также ценностей личности и общества. Личность осознанно и самостоятельно выстраивает стратегии реализации значимых ценностей, основанные на осо- бенностях собственного «Я», осуществляет целенаправленные,
последовательные, конкретные действия по достижению значи- мых ценностей. Концептуальный уровень характеризуется тем,
что система ценностных ориентаций старшеклассника сформи- рована, однако обнаруживаются противоречия между некоторы- ми ценностями-целями и ценностями-средствами, а также между ценностями личности и общества. Практическая деятельность,
направленная на достижение значимых ценностей довольно ак- тивна, но недостаточно целенаправленна и последовательна. Для
элементарного уровня характерно то, что система ценностных ориентаций фрагментарна либо не сформирована вообще, ха- рактеризуется низкой степенью согласованности ценностей-це- лей и ценностей-средств, ценностей личности и общества. От- сутствует конкретная стратегия реализации значимых ценностей,
деятельность по осуществлению значимых ценностей эпизодич- на и кратковременна, осуществляется только под воздействием внешних факторов.
Реализация модели формирования мировоззрения старшек- лассников на уроках обществознания позволила достичь следу- ющих результатов. Методологический уровень ценностного ком- понента мировоззрения сформирован у 31% учащихся экспери- ментальной группы и только у 23% старшеклассников из конт- рольной группы; концептуальный уровень выявлен у 53% стар- шеклассников экспериментальной группы и 47% – контрольной;
элементарный уровень присутствует только у 16% старшекласс- ников экспериментальной группы и у 30% респондентов – в конт- рольной. Таким образом, и при формировании ценностного ком- понента мировоззрения достигнута положительная динамика.
Достижению полученных результатов способствовали сле- дующие организационно-педагогические условия:
– анализ материала обществознания с точки зрения ценнос- тного содержания;
– выработка личностного отношения к социальным ценно- стям;
– проектирование стратегии по достижению личностно зна- чимых ценностей;
– содействие готовности личности осуществлять конкретную практическую деятельность по достижению поставленных целей.
Обобщение результатов позволяет сделать вывод о том, что компоненты мировоззрения у учащихся в экспериментальной груп- пе сформированы на более высоком уровне, нежели у школьни- ков из контрольной группы. Выявленная динамика перехода от элементарного уровня к концептуальному и затем – к методоло- гическому в экспериментальной группе выражена более отчёт- ливо. Разработанные и реализованные нами организационно-


100
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (33) 2012
Результаты реализации разработанной нами модели форми- рования мировоззрения старшеклассников на уроках обществоз- нания указывают на возможность ее широкого практического при- менения. Мы рекомендуем сосредоточить педагогические усилия на достижении большинством старшеклассников концептуального уровня. Он характеризуется хорошей базой социогуманитарных знаний, наличием довольно целостного представления о самом себе в качестве социального субъекта и сформированной систе- мой ценностных ориентаций. В процессе формирования концеп- туального уровня мировоззрения следует сосредоточиться на
«слабых» сторонах данного уровня: недостаточно целенаправ- ленная практическая деятельность по осуществлению соци- альных ролей, достижению значимых ценностных ориентиров,
а также некоторое непостоянство и подверженность внешнему влиянию. Указанные особенности поддаются коррекции в рамках профессиональной деятельности учителя. В отношении учащих- ся с элементарным уровнем мировоззрения мы рекомендуем со- средоточить педагогические усилия на повышении уровня хотя бы одного, гносеологического, рефлексивного или ценностного компонентов. Это позволит задать позитивную динамику от эле- ментарного уровня мировоззрения к концептуальному.
Эффективность разработанных организационно-педагогичес- ких условий по формированию компонентов мировоззрения стар- шеклассников на уроках обществознания доказана эксперимен- тально. Их реализация позволяет максимально использовать мировоззренческий потенциал обществознания и способствует формированию грамотного компетентного социального субъек- та, способного выстраивать отношения с социумом в социально приемлемых формах.
Таблица 1
Доля старшеклассников с различным уровнем сформированности мировоззрения, в %
Элементарный уровень
Концептуальный уровень
Методологический уровень
Всего
Экспериментальная группа
16 54 30 100
Контрольная группа
29 47 24 100 педагогические условия способствуют формированию мировоз- зрения старшеклассников на уроках обществознания.
На завершающем этапе обработки эмпирических данных нами была проведена интегративная оценка сформированности мировоззрения старшеклассников. Сформированность трёх ком- понентов на одном уровне указывает на «непротиворечивый» тип мировоззрения, сформированность отдельных компонентов на разном уровне – на «противоречивый». В результате анализа эмпирических данных были выявлены «непротиворечивые»
и «противоречивые» типы на всех уровнях сформированности.
В таблице 1 представлены результаты интегративной оцен- ки сформированности мировоззрения учащихся из эксперимен- тальной и контрольной групп.
Сравнивая полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах, обнаруживаем принципиальное различие в долях учащихся с разными уровнями мировоззрения. Так, в экс- периментальной группе у большинства учащихся сформирован концептуальный уровень мировоззрения и у значительного чис- ла – методологический, на элементарном уровне осталось мень- шинство школьников этой группы. При этом, учащихся с методо- логическим уровнем мировоззрения вдвое больше, чем с элемен- тарным. В контрольной группе также преобладают учащиеся,
имеющие концептуальный уровень мировоззрения, однако, зна- чительную часть составляют старшеклассники с элементарным уровнем, а меньшинство имеет методологический уровень. Сре- ди выявленных типов мировоззрения в обеих группах преоблада- ют «непротиворечивые» типы мировоззрения, доля учащихся с
«противоречивым» типом мировоззрения в обеих группах незна- чительна (1-4 %), но в контрольной группе их несколько больше.
Библиографический список
1. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М, 1994.
2. Мишина, О.Д. Формирование мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания по технологии полного усвоения // Препо- давание истории в школе. – 2011. – № 7.
3. Матвеева, Н.А. Принципы воспитательной работы и методика их реализации на уроках социологии // Материалы по всеобщей, отече- ственной истории и методике преподавания. – Барнаул, 2005. – Вып. 8.
4. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществознания. – М, 1985.
5. Прямикова, Е.В. Предпосылки и практики компетентностного подхода. – Екатеринбург, 2011.
6. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. – М, 1995.
7. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.
Bibliography
1. Zalesskiyj, G.E. Psikhologiya mirovozzreniya i ubezhdeniyj lichnosti. – M, 1994.
2. Mishina, O.D. Formirovanie mirovozzreniya starsheklassnikov na urokakh obthestvoznaniya po tekhnologii polnogo usvoeniya // Prepodavanie istorii v shkole. – 2011. – № 7.
3. Matveeva, N.A. Principih vospitateljnoyj rabotih i metodika ikh realizacii na urokakh sociologii // Materialih po vseobtheyj, otechestvennoyj istorii i metodike prepodavaniya. – Barnaul, 2005. – Vihp. 8.
4. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya v processe prepodavaniya istorii i obthestvoznaniya. – M, 1985.
5. Pryamikova, E.V. Predposihlki i praktiki kompetentnostnogo podkhoda. – Ekaterinburg, 2011.
6. Klarin, M.V. Innovacii v mirovoyj pedagogike. – M, 1995.
7. Arcishevskiyj, R.A. Mirovozzrenie: suthnostj, specifika, razvitie. – Ljvov, 1986.
Статья поступила в редакцию 16.06.12
УДК 159.922.7:371.39(038)
Morozova T.B. FESTIVAL MOVEMENT AS INDIVIDUAL ORIENTATION FORMING FACTOR FOR A TWIN-TEENAGER
IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION. The article traces the chronology in the development of twin festival movement as the specific communication form. The author emphasizes that the twin festival movement is an unusual and significant event in the life of twins, which creates the perfect environment where each of the twins may manifest him/herself as a creative person, as a true individual. The goal of this festival is to support the developmental nature of recreation and entertainment, aiming at the genetic potential of each twin’s personality. The basic feature of the festivals is providing for the highly-dialectical fellowship relations within a couple of twins, and its diverse connections with the community environment.
Key words: a twin, formation of the individuality, Twin Center, twin festivals, communication, the twin situation.