Файл: Принцип разделения властей и его практическое применение в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7

1.2. Содержание и значение принципа разделения властей

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Разделение властей – принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга.8

Это один из основополагающих принципов построения правового государства. Поскольку понятие «разделение власти» достаточно широко, неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения, представляется целесообразным проследить исторический путь развития данного понятия.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.9

Основные положения теории разделения властей:

  1. разделение властей закрепляется в Конституции;

  2. каждая ветвь власти предоставляется различным людям и органам;

  3. все власти равны и автономны.

Этот принцип закреплен в Конституции РФ: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция Российской Федерации закрепила три самостоятельные «ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10].


Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием: Федеральные законы принимаются Государственной Думой, а по отдельным вопросам с последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти обеспечивается Президентом РФ.10

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральный банк РФ, прокуратура РФ, Центризбирком РФ.11

Подобные органы государственной власти имеются и в других странах. Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы.12

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенную важность

Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, исключить утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управление государственными делами.

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.



В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер:

  1. непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения;

  2. финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг – медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т. д.13

Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований.

2. Механизм принципа разделения властей

2.1. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение властей – есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя вместе с Администрацией РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».14

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

  1. законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

  2. исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;

  3. между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;

  4. судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

  5. ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;

  6. споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ. 15


Законодательная власть имеет следующие основные функции:

  1. правотворческие - это разработка и издание законов, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, которые являются общеобязательными для всех участников этих отношений;

  2. представительные. Так как законодательный орган большинства государств современного мира избирается путем проведения демократических выборов, то депутаты, представители, должны защищать, отстаивать политические интересы тех слоев населения, которые их поддержали на выборах. В противном случае у народа есть демократическое права – отзыва депутата от исполнения его полномочий.

  3. назначение правительства. Именно законодательный орган назначает в большинстве стран главу правительства, одобряет кабинет министров.

  4. фискальная. Именно законодательный орган определяет налоговую политику в государстве, и определяет основные расходы государства в будущем.

  5. отставка правительства, или импичмент главе государства.

  6. назначение и отставка руководителей высших судебных инстанций в государстве.

Исполнительная власть в лице правительства, осуществляет текущее управление делами государства.

Основные полномочия:

  1. текущая политика – это решение задач в области политики, экономики, социальной и культурной сфере.

  2. подзаконная деятельность – это издание на основании и во исполнение законов подзаконных актов, которые и осуществляют регулирование отношений.

  3. роспуск парламента – законодательного органа. Это полномочие не всегда законодательно бывает закреплено за исполнительной властью, но в системе сдержек и противовесов является необходимым для уравнивания двух ветвей власти.

Судебная власть – осуществляет правосудие, то есть справедливое правовое разрешение дела, по существу. У судебной власти имеются следующие полномочия:

  1. осуществление правосудия - разрешение спора, по существу.

  2. судебный контроль за двумя другими ветвями власти, законодательной и исполнительной.

Разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний.

Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов - важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов.


Применение принципа разделения властей должно служить не ослаблению власти, а сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России.

2.2. Проблемы регулирования принципа разделения властей в современной России: обзор мнений российских правоведов
Концепция классического варианта определения принципа разделения властей стала главной при активном обсуждении российскими правоведами будущего политического устройства страны.

Однако в литературе не без оснований указывается на то, что в российской правовой системе принцип разделения властей имеет значительно более сложную структуру, чем в принятом определении. Прежде всего, ставится вопрос о том, что фактически имеют место не три, а большее число ветвей власти.

Более того, в самой Конституции России есть норма, которая свидетельствует о наличии иной ветви власти.

Так, согласно ч. 2 ст. 75 Конституции России «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». В литературе отмечается, что, хотя ЦБ РФ не относится в Конституции России к органам государственной власти, но «его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».16

При этом значимость практической реализации данных полномочий в Российском государстве в последние годы «значительно увеличилась». Такое положение дает основание относить ЦБ РФ к органам «банковской власти» (в литературе встречается также термин «денежная власть»).

В литературе отмечаются и иные виды государственной власти, не подходящие по своим признакам к законодательной, исполнительной и судебной ветвям публичной власти. Так, по мнению П.П. Баранова, есть основания выделять девять ветвей власти, в частности, в добавление к традиционным ветвям он считает нужным присовокупить президентскую власть, прокурорскую власть, банковскую власть, финансовую власть, избирательную власть, а также власть средств массовой информации в социальных сетях.17

Очень распространено мнение о целесообразности выделения «президентской власти» в качестве самостоятельной ветви государственной власти.