Файл: Практическая работа 3 по теме Особенности конструирования современного урока биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 3 по теме

«Особенности конструирования современного урока биологии»


Системно-деятельный подход сегодня реально приходит в образование.

Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, необходимо перестать быть носителем знаний. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.

В арсенале учителя биологии достаточно различных учебно-методических комплектов, по которым они работают. Но каким же из них воспользоваться в связи с переходом на системно-деятельностный подход.

Следующий вопрос, который стоит перед учителем: Как построить урок?

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).

Первый этап урока - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем».


На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.

Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий

, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера.

В качестве примера приведу проект урока биологии в 6 классе по теме:

«Плесневые грибы. Дрожжи»

Оборудование. Таблица «Плесневые грибы. Дрожжи» Колонии плесневых грибов на хлебе. Микроскопы. Микропрепараты «Плесневый гриб мукор». Культура дрожжей.

Эпиграф к уроку:

Не все то зло - что плесенью зовется.

Этап 1. Организационный, целеполагание.

Цель деятельности учителя: Создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи: «Я буду изучать особенности плесневых грибов».

Задачи этапа:

  • создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к изучению плесневых грибов;

  • создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

  • создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения.

Цель деятельности ученика: Учусь доказывать собственную точку зрения.

Задачи ученика:

  • учусь планировать, используя свои знания о грибах, полученные в жизни и на уроках биологии;

  • учусь принимать мнение другого человека.

Метод достижения цели: словесно-логический.

Способ достижения целей: поисковая беседа.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание




Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. Желаю вам творческих успехов, терпения, покорения всех задуманных вершин.




Игра «Третий лишний».

Пожалуйста, найдите лишнее, вычеркните и объясните свой выбор.

Груздь, мукор, мухомор.

Опенок, масленок, дрожжи.

Пеницилл, подберезовик, лисичка.




Известно только, что они не

относятся к шляпочным

грибам, но ведь

есть другие грибы.

(Мнения могут

разойтись, нужно уметь доказать

свою точку

зрения)

Правда ли что вычеркнутые нами организмы не являются грибами?

К царству грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие,

которые сразу вы бы не назвали грибами.




Записывают тему в тетрадь.

Тема нашего урока: Плесневые грибы. Дрожжи.

У вас на партах листок с таблицей.

На доске таблица

«Плесневые грибы.

Дрожжи»

На основе уже имеющихся знаний о грибах предлагают пункты плана:

Узнать строение, значение,

размножение, где

живут, чем питаются…

В таблице названы плесневые грибы, но нет признаков, по которым можно определить их особенности. Давайте вместе составим план изучения этих грибов. Что бы вы хотели о них узнать? План

строение

питание

размножение

значение

Учитель на

доске, учащиеся в таблице записывают пункты плана


Изучение нового учебного материала.

Цель деятельности учителя: Создать условия для открытия учащимися отличительных признаков плесени и дрожжей, как представителей царства грибов.

Задачи этапа:

Самостоятельная работа с

учебником.

Задание 1. Заполнить таблицу,

используя текст учебника на стр. 42,43.




Озвучивают записанную в таблицу

информацию, в случае

разногласий определяют верный вариант и вносят

исправления.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель направляет обсуждение.

Предлагает сравнить строение мукора и пеницилла по таблице на доске.

Чем знаменит гриб пеницилл? Сообщение учащегося о создании пенициллина. (приложение)




Практическая работа

«Плесневый гриб мукор» по

инструкции на

стр. 43 учебника.

Вспомнить инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы.
Оказывает помощь индивидуально.

Микропрепарат можно

использовать готовый.

Изучение дрожжей.

Хозяйка забыла добавить дрожжи.


Продолжение темы начинаем с загадки:

Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь.

Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось,

покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась

жесткая лепешка. Отчего так получилось?

Дрожжи, их строение,

размножение, значение (рассказ учителя).

Лабораторная работа.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Вспомнить инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы.

Каплю раствора поместить на предметное стекло

Рассмотреть препарат под

микроскопом, найти дрожжевую клетку

Наблюдать за размножением дрожжей - образованием почки на материнской клетке.




  • создать условия для развития предметных компетенций

  • посредством раскрытия характерных признаков плесневых грибов и дрожжей, как представителей царства грибов,

  • развития у учащихся умений пользоваться микроскопом;

  • создать условия для развития общепредметных компетенций: умения сравнивать;

  • создать условия для развития у учащихся информационных

  • компетенций по поиску необходимой информации в учебной литературе;

  • создать условия для развития коммуникативных компетенций посредством развития умений диалогической речи (работа в парах).


Цель деятельности ученика: Узнаю отличительные признаки плесени и дрожжей, как представителей царства грибов.

Задачи ученика:

  • учусь рассматривать микропрепараты под микроскопом;

  • учусь сравнивать объекты живой природы, делать выводы о проделанной работе;

  • учусь добывать информацию из разных источников;

  • учусь высказывать свою точку зрения по исследуемому вопросу, принимать мнение другого человека.

Метод достижения цели: наглядный.

Способы достижения целей: практическая работа с реальными объектами (плесень на хлебе, культура дрожжей), поиск информации в учебнике.





Сообщение учащегося о чайном грибе.

(приложение)




Закрепление знаний и умений, рефлексия.

Цель деятельности учителя: Создать условия для закрепления изученной информации об особенностях плесневых грибов и дрожжей.

Задачи этапа:

  • создать условия для развития ключевых учебно-познавательных

  • компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы;

Цель деятельности ученика: Учусь осмыслению собственных действий.

Задачи ученика:

  • учусь формулировать получаемые результаты,

  • определять цели дальнейшей работы,

  • корректировать свои последующие действия