Файл: 1. 2 Роль игрушки в развитии детей младшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие, происхождение и сущность игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте…………………………………………6

1.2 Роль игрушки в развитии детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..11

1.3 Анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой………………………………..18

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА О РОЛИ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

2.1 Подобрать и провести методики направленные на изучение роли игрушки в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………21

2.2 Провести работу по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных видов игрушек…………………………………………………………………………27

2.3 Рекомендации родителям и воспитателям в использовании игрушки в организации игровой развивающей среды………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству. 

Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни. 

На основании ФГОС Дошкольного образования игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей [9, с. 73]. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.


А также, в соответствии с ФГОС ДО важность развития игровой деятельности проявляется в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам и т.д.

Объектом данной выпускной квалификационной работы выступает – игровая деятельность.

Предметом данного исследования является – особенности влияния игрушки в развитии игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Целью данного исследования является – изучить роль игрушки в развитии игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- описать понятие, происхождение и сущность игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;

- изучить роль игрушки в развитии детей младшего дошкольного возраста;

- провести анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- подобрать и провести методики направленные на изучение роли игрушки в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- провести работу по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных видов игрушек;

- разработать рекомендации родителям и воспитателям в использовании игрушки в организации игровой развивающей среды.



Гипотеза исследования строится на предположениях:

- о значительном социально-педагогическом потенциале детской игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников, который заключается в воплощенном в ее форме и функциях социальном опыте старших поколений и реализуется в процессе игровой деятельности детей с игрушками-копиями людей и аналогами природных, социокультурных, бытовых и технических объектов с помощью таких механизмов социализации, как идентификация со взрослыми и подражание их ролевому функционированию.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, законодательных документов и проектов, федеральных программ дошкольного образования, документации отделов разработок игровых средств отечественных и зарубежных производителей; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение практического опыта);

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие, происхождение и сущность игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте

Игра - это основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребёнка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Рассмотрим основные подходы к объяснению причин происхождения игры [1, с. 155]:

1) Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку.


2) Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

3) Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях. Как специфический вид деятельности, характерный для человека, игра имеет ряд особенностей.

1. Игра социальна по происхождению, сущности и способам ее осуществления; в ней отражаются разные сферы человеческой деятельности. Культура игровой деятельности не изобретается ребенком, а задается ему взрослым. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок впоследствии обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации, что делает игру формой собственного творчества и обусловливает ее развивающий эффект.

2. В игре находят выражение и удовлетворяются основные потребности ребенка дошкольного возраста: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Играя, ребенок свободно выражает свои желания, представления, чувства. В ней возникает возможность удовлетворения внутренней потребности участия ребенка в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре реализуется потребность в активных движениях, общении.


3. В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности, поскольку основные структурные элементы игры являются универсальными и переносятся в труд. В игре вырабатывается произвольность поведения, являющаяся залогом успешности любого вида деятельности и в первую очередь учебной.

Для понимания сущности игры, особенностей ее организации и педагогического руководства необходимо рассмотреть ее структурные элементы: игровой замысел и игровой мотив, предмет, средства (содержание, сюжет, игровая среда, игровые предметы, речь, познавательные процессы, роль), действия, результат.

Игровой замысел, как правило, выступает в качестве цели игры и связан с восхождением ребенка к идеалу (быть похожим на взрослого в трудовой деятельности, во взаимоотношениях в процессе сюжетноролевых игр; быть ловким и быстрым в процессе подвижных игр; быть сметливым сообразительным в процессе дидактических игр; быть похожим на литературный персонаж в процессе игры-драматизации и т.д.).

Игровые мотивы характеризуются непосредственностью и формируются на основе потребностей, возникающих в совместной жизни с взрослыми и сверстниками. Они специфичны по содержанию и направленности: ребенок играет потому, что хочет соответствовать идеалу взрослого, получить эмоциональное удовлетворение, испытать положительные эмоции. Мотивы детей в игре побуждают не к достижению практического результата, а к действию (к стремлению быть, как взрослый, герой литературного произведения и т.п.).

В качестве предмета игры выступают переживания, чувства, преставления ребенка, которые преобразуются в игровой деятельности и способствуют формированию отношения к миру и самому себе, обогащают творческий, социальный, этический и познавательный опыт.

Средства игровой деятельности - это орудия игры (игрушки, предметы-заместители, знания детей, речь, игровая среда, роли). В качестве важнейших элементов игровых средств выступают игровое содержание и игровой замысел.

Игровое содержание - это то, что отражается в игре; то, что ребенок воспроизводит в качестве ее центрального, характерного момента. Содержание игры отражает те или иные стороны окружающей действительности: мир природы, производственную и бытовую деятельность людей, художественные произведения, общественные явления и т.д.

Важной составляющей игры являются ее правила - гласные или негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Все правила можно условно разделить на игровые и реальные. Игровые правила в творческих играх вытекают из содержания игры и роли, в дидактических играх они задаются взрослым. Реальные правила устанавливаются детьми с помощью взрослого и регулируют их взаимоотношения в момент организации игры [15, с. 66].