Файл: Тема Предмет теории государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


анализ фактических обстоятельств юридического дела, толкование правовой нормы, принятие решения по делу

+правовая регламентация общественных отношений, возникновение юридических фактов,

правоотношений, субъективных прав и юридических обязанностей, фактическая

реализация норм права


Последовательность стадий процесса правового регулирования
D1 правовая регламентация общественных отношений

D2 возникновение юридических фактов

D3 возникновение правоотношений

D4 фактическая реализация норм права


Последовательность методов правового регулирования в порядке уменьшения предоставляемой ими субъектам права свободы выбора собственного варианта поведения

D1 рекомендательный

D2 диспозитивный

D3 императивный


Дозволения, запреты, обязывания – это ### правового регулирования
способы

### метод правового регулирования предоставляет субъектам правоотношения возможность выбора варианта поведения
диспозитивный


Соответствие стадиям процесса правового регулирования
Стадии

L1 правовая регламентация общественных

отношений

R1 принятие закона

L2 возникновение юридических фактов

R2 обстоятельства

L3 возникновение правоотношений

R3 мера возможного поведения

L4 фактическая реализация норм права

R4 использование субъективного права

R5 опубликование

R6 решение по делу


Основные элементы механизма правового регулирования
форма права, функции права, принципы права

законность и правопорядок

+ нормы права, акты применения норм права, правоотношения

Соответствие

Механизм

правового

регулирования
L1способ

R1 запрет

L2 метод

R2 диспозитивный

L3 стадия

R3 реализация

R4 формализованный

R5 абстрактный


4.19.3.Пределы правового регулирования

Не являются предметом правового регулирования отношения
власти и подчинения

обеспечения прав и свобод

+ обеспечения любви и дружбы

охраны порядка
4.19.4.Эффективность правового регулирования и его механизма: понятие и условия

Эффективность правового регулирования – это

широта прав и свобод, предусмотренных законодательством

совершенство законодательства, его одобрение гражданами

+ достижение целей, во имя которых приняты правовые нормы

использование демократических процедур правотворчества



Не является необходимым условием эффективности правового регулирования в современной России
+ полное соответствие норм права принципам права

соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны

совершенное законодательство

высокая правовая культура общества


Тема 4.20. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
4.20.Правотворчество

4.20.1.Теория и практика правотворчества

Правильная хронологическая последовательность процессов
D1 правообразование

D2 правотворчество

D3 учет законодательства

D4 консолидация законодательства


### - деятельность уполномоченных государством субъектов по созданию, изменению, отмене юридических норм
правотворчество
4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.1.Понятие правотворчества: определение, цели, особенности в различных правовых системах\

Деятельность государства или уполномоченных им органов и лиц по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов называется ###
+ правотворчество

+ правотворчеством

4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.2.Виды правотворчества\

Высшая форма прямого (непосредственного) выражения народной воли по проектам важнейших законов, при которой народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества, - ###
референдум

Создание правового обычая – это правотворчество
+ санкционированное

прямое (непосредственное)

делегированное

локальное
Реализация органами местного самоуправления и должностными лицами муниципальных образований предоставленного им государством полномочия по принятию обязательных для исполнения нормативно-правовых актов местного значения – это ### правотворчество
+ санкционированное

+ делегированное

Результат санкционированного нормотворчества
нормативно-правовой акт

+ правовой обычай

Уголовный кодекс

Кодекс об административных правонарушениях

Государственные органы исполнительной власти осуществляют правотворчество
+ подзаконное

делегированное

санкционированное

несанкционированное


Реализация правомочий на издание нормативно-правовых актов ограниченного действия отдельными учреждениями, организациями для регулирования конкретных производственных и иных управленческих задач – это ### правотворчество
локальное

Осуществлявшееся по уполномочию советского государства издание центральными профсоюзными органами нормативно-правовых актов по вопросам труда и отдыха рабочих и служащих представляло собой ### правотворчество


+ делегированное

+ санкционированное


Распространенная за рубежом практика издания правительством по уполномочию парламентом законов определенного содержания это ### правотворчество
делегированное


Соответствие понятий критериям классификации видов правотворчества
Критерии классификации

Понятия

L1 по субъекту правотворчества

R1 народ , госорганы, должностные

лица, органы местного самоуправления

L2 по способу придания юридической силы

R2 собственное правотворчество, деле-

гирование, санкционирование

L3 по формам воздействия

на законодательство

R3: принятие, изменение, отмена

Предоставление государством органам местного самоуправления полномочий на

издание нормативно-правовых актов местного значения - наиболее точно применительно к правотворчеству это означает
санкционированное правотворчество

его санкционирование

+ его предварительное санкционирование

его последующее санкционирование

Признаки: 1) высшая юридическая сила принятых нормативно-правовых актов, 2) отсутствие последующего их утверждения кем-либо, 3) принципы свободы и добровольного участия, 4) реализация конституционного права граждан – характеризуют вид правотворчества - ###
референдум


4.20.1.Теория и практика правотворчества\4.20.1.3.Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\

Соответствие принципов и понятий
L1 правотворчество

R1 демократизм, законность, гласность

профессионализм

L2 право

R2 гуманизм, справедливость, равенство граждан

перед законом

L3 юридическая ответственность

R3 гуманизм, справедливость, целесообразность,

законность


Последовательность нормативно-правовых актов в порядке возрастания их

количественного состава
D1 конституционные федеральные законы

D2 федеральные законы

D3 указы Президенты РФ

D4 постановления Правительства РФ

D5 акты федеральных органов исполнительной власти

D6 акты государственных органов субъектов Федерации


4.20.1.3. Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./

\4.20.1.3.1. Законотворчество в РФ: понятие, принципы, стадии\

Деятельность высших представительных органов государственной власти по подготовке,

обсуждению, принятию актов высшей юридической силы называется ###
законотворчество

Деятельность парламента страны по разработке, обсуждению, принятию актов высшей юридической силы называется

законотворчество


Осуществление права законодательной инициативы означает
разработку закона по инициативе граждан

предложения общественных организаций о принятии закона

+ внесение в Государственную Думу предложения о необходимости принятия определенного закона с включением этого вопроса в План ее работы

передача принятого Государственной Думой закона в Совет Федерации
Право законодательной инициативы по Конституции РФ имеют
+ Президент РФ

+ депутаты Государственной Думы

руководящие органы политических партий

министр обороны РФ

Генеральный прокурор РФ

Совет безопасности


Последняя стадия законотворческого процесса – подписание закона главой государства и опубликование его в установленном порядке – называется ###
промульгация


Логическая последовательность стадий законотворческого процесса в РФ
D1 законодательная инициатива

D2 обсуждение законопроекта

D3 принятие закона

D4 одобрение закона Советом Федерации

D5 промульгация закона


Принятые Государственной Думой законы направляются в Совет Федерации для
подтверждения

+ одобрения

дополнительного утверждения

Соответствие элементов левого и правого столбцов


Субъекты

L1 права законодательной инициативы

по принятию федеральных законов

R1 Правительство РФ

L2 правоотношений

R2 право – и дееспособность

L3 правонарушений

R3 деликтоспособность

L4 санкционированного правотворчества

R4 органы местного самоуправления

R5 правительства субъектов Федерации

R6 Генеральный Прокурор РФ

R7 нотариус

Последовательность в порядке сокращения количества субъектов
D1 права

D2 правотворчества

D3 законодательной инициативы

D4 промульгации закона

4.20.1.3. Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\ 4.20.1.3.2. Обнародование и вступление в силу нормативно-правовых актов\

Законы РФ вступают в силу (если иное не оговорено в законе) после их официального опубликования по истечении
+ 10 дней

7 дней

14 дней

1 месяца


Подлежащие официальному обнародованию указы Президента РФ вступают в силу после их опубликования по истечении ### дней
+ семи

+ 7


Порядок опубликования и вступления в силу президентских указов, правительственных постановлений, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется
законом РФ

+ указом Президента РФ

Конституцией РФ

постановлением Правительства РФ

Официальному опубликованию и предваряющей его государственной регистрации подлежат акты федеральных министерств и ведомств
+ межведомственного характера

+ затрагивающие права, свободы и обязанности граждан

длительного действия

все нормативные

нормативные и ненормативные

отменяющие ранее принятые акты

Порядок обнародования и вступления в силу общероссийских законов определяется
Конституцией РФ

конституционным федеральным законом

+ федеральным законом

постановлением Государственной Думы

указом Президента РФ


Не опубликованные официально законы действуют
в чрезвычайных ситуациях

как и опубликованные

с определенного в них времени

+ ни в каких случаях

4.20.1.3.Правотворчество в Российской Федерации: принципы, субъекты, акты

/+ см. дополнительно 4.16.2.6.1./\ 4.20.1.3.3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц\

При отмене или смягчения им уголовной ответственности закон

обратную силу
+ имеет всегда, за исключением преступлений без срока давности

имеет лишь при указании об этом в самом законе