Файл: Учебный план начального общего образования ( в соответствии с фоп2022) мбоу школы 5 на 2023 2024 учебный год.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
МБОУ Школы № 5
(в соответствии с ФОП), утверждѐнной приказом ОУ от 17.03.2023 № 53п
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в соответствии с ФОП-2022)
МБОУ ШКОЛЫ № 5
на 2023 – 2024 учебный год
г.Саров
2023
Пояснительная записка к учебному плану
За основу учебного плана начального общего образования МБОУ Школы № 5 на
2023-2024 учебный год взят учебный план ФОП НОО.
Он фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части программы начального общего образования составляет
80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и литературное чтение»,
«Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебные предметы обязательной части учебного плана
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуре.
В процессе изучения предмета идѐт развитие коммуникативно-речевых умений
(писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом
«Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Предмет изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На данный предмет отводится 1-4 классах - 4 часа в неделю.
*Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивают формирование представления о родном языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа, формируют познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к родному языку, а через него - к родной культуре.
В МБОУ Школе № 5 языком образования является русский язык. Изучение родного
языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации
осуществляется при наличии возможности учреждения и по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. При изучении английского языка предусматривается деление класса (с наполняемостью класса не менее 25 человек) на две группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» – формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа
России и уважении к нему, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведѐнного выбора формируются группы обучающихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учѐтом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учѐтом имеющихся условий и ресурсов. На 2023-2024 год родителями обучающихся выбраны модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры». Недельная нагрузка – 1 час. В школе имеется УМК, педагоги прошли курсовую подготовку.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как
В МБОУ Школе № 5 языком образования является русский язык. Изучение родного
языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации
осуществляется при наличии возможности учреждения и по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. При изучении английского языка предусматривается деление класса (с наполняемостью класса не менее 25 человек) на две группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» – формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа
России и уважении к нему, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведѐнного выбора формируются группы обучающихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учѐтом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учѐтом имеющихся условий и ресурсов. На 2023-2024 год родителями обучающихся выбраны модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры». Недельная нагрузка – 1 час. В школе имеется УМК, педагоги прошли курсовую подготовку.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как
духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в неделю в 1 – 4 классах.
Основной характерной особенностью учебного предмета «Технология» является деятельностный подход к построению процесса обучения, что способствует формированию у обучающихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Данный учебный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах 2 часа в неделю. 3час реализуется за счет внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
При распределении часов учебного плана в части формируемой участниками образовательных отношений проводилось анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся, которым предлагались следующие учебные предметы:
Предметная область
Учебный предмет
Иностранный язык
Иностранный язык (немецкий)
Математика и информатика
Информатика
Обществознание и естествознание
(«окружающий мир»)
Финансовая грамотность
Искусство
Искусство. Основы инфографики
Физическая культура
Физическая культура
Основной характерной особенностью учебного предмета «Технология» является деятельностный подход к построению процесса обучения, что способствует формированию у обучающихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Данный учебный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах 2 часа в неделю. 3час реализуется за счет внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
При распределении часов учебного плана в части формируемой участниками образовательных отношений проводилось анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся, которым предлагались следующие учебные предметы:
Предметная область
Учебный предмет
Иностранный язык
Иностранный язык (немецкий)
Математика и информатика
Информатика
Обществознание и естествознание
(«окружающий мир»)
Финансовая грамотность
Искусство
Искусство. Основы инфографики
Физическая культура
Физическая культура
По итогам анкетированиявремя, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений, использовано на введение предмета «Финансовая грамотность» (2-3 классы) и «Искусство. Основы инфографики» ( 1 классы).
Содержание начального общего образования в 1-4-х классах представлено учебниками УМК «Школа России».
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами школы. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план начального общего образования МБОУ Школы № 5
на 2023-2024 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы/классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
5/170 5/170 5/170 5/170 20/850
Литературное чтение
4/136 4/136 4/136 4/136 16/544
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2/68 2/68 2/68 6/204
Математика и информатика
Математика
4/136 4/136 4/136 4/136 16/544
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2/68 2/68 2/68 2/68 8/272
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики
-
-
-
1/34 1/34
Искусство
Изобразительное искусство
1/34 1/34 1/34 1/34 4/136
Музыка
1/34 1/34 1/34 1/34 4/136
Технология
Технология
1/34 1/34 1/34 1/34 4/136
Физическая культура
Физическая культура
2/68 2/68 2/68 2/68 8/272
Итого:
20 22 22 23 87
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1/34 1/34 1/34 0
3/102
Финансовая грамотность
1/34 1/34 2/68
Искусство. Основы инфографики
1/34 1/34
Учебные недели
33 34 34 34 135
Всего часов
693 782 782 782 3039
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами
21 23 23 23 90
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре - октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый). В сентябре – октябре проведение четвѐртого урока и один раз в неделю пятого урока (за счѐт введения
3 часа физической культуры) проводятся в нетрадиционной форме: прогулки, экскурсии и т.п.;
-обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти;
1-4 классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность занятия во 2-4-х классах — 40 минут.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов – не превышает 5 уроков при 5-дневной учебной неделе и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры.
Обучение осуществляется по четвертям.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
При составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный язык
(английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные учебные предметы проводятся на 2-м уроке; для 2 -4-х классов -2 -3-м уроках.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и
3 классов, 2 часа - для 4 класса.
Образовательным учреждением осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация
Освоение основной образовательной программы начального общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Школа № 5.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса, итоговые оценки не выставляются, допускается лишь словесная объяснительная оценка, обучение проводится без домашних заданий.
Во 2-4 классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной аттестации являются четверти. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и письменных контрольных работ.
Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой словесно- объяснительную оценку: обучающийся овладел/не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения обучения во 2 классе.
Результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету.
Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал на дату проведения работы.
Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой.
Формы проведения промежуточной аттестации
При составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный язык
(английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные учебные предметы проводятся на 2-м уроке; для 2 -4-х классов -2 -3-м уроках.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и
3 классов, 2 часа - для 4 класса.
Образовательным учреждением осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация
Освоение основной образовательной программы начального общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Школа № 5.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса, итоговые оценки не выставляются, допускается лишь словесная объяснительная оценка, обучение проводится без домашних заданий.
Во 2-4 классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной аттестации являются четверти. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и письменных контрольных работ.
Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой словесно- объяснительную оценку: обучающийся овладел/не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения обучения во 2 классе.
Результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету.
Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал на дату проведения работы.
Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой.
Формы проведения промежуточной аттестации