Файл: Рождение нового социального быта. Материальное положение в 1920 г материальное положение рабочих определялось только расходами на питание. С переходом к новой экономической политике ситуация в корне меняется.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рождение нового социального быта. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В 1920 г. материальное положение рабочих определялось только расходами на питание. С переходом к новой экономической политике ситуация в корне меняется. Пока советские рубли обесценивались, нужно было страховать заработки от снижения покупательной способности. Для этого были введены твѐрдые единицы – коэффициенты, называвшиеся «товарными рублями». Товарный рубль включал стоимость набора из 24 наименований продуктов и товаров широкого потребления.

С выпуском червонцев (золотых рублей) товарный рубль утратил свои функции, так как инфляция прекратилась. 1923 г. с особой остротой выдвинул проблему «ножниц цен». Начавшееся ещѐ в 1922 г. вздорожание промышленных товаров нарушило нормальное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности и достигло таких существенных размеров, которые вынудили государство решительно вмешаться в вопросы регулирования рынка. Реальная зарплата в сентябре 1925 г. (в сравнении с 1913 г., в процентах) была такой: у металлистов – 54%, пищевиков – 93%, печатников – 128%, химиков – 93%, горнорабочих – 43%.

Фактором, наиболее отрицательно влиявшим на материальное положение рабочих в 1926-1927 гг. и принявшим форму систематического массового явления, была несвоевременная выплата зарплаты. Особенно ощутимым это было в тяжѐлой промышленности и строительстве. В августе-сентябре зарплату не получали горняки 15-ти рудоуправлений. В 1929 г. средняя зарплата рабочих в Донбассе составляла 64 руб. 76 коп. в месяц.

Несмотря на определѐнные перекосы и недоразумения, в целом же прослеживается процесс постепенного улучшения материального положения донецких рабочих в 20-е годы. Наиболее динамично это происходило в период новой экономической политики, когда существенным было влияние рыночных отношений на развитие промышленности и социальную политику государства. В годы первых пятилеток сократился рабочий день, систематически улучшались производственные и жилищно-бытовые условия, развивалось народное просвещение и здравоохранение, были созданы и обслуживали
трудящихся области многочисленные клубы, дворцы культуры, кинотеатры и театры. Особо необходимо подчеркнуть, что Советская власть повела решительную борьбу с неграмотностью. С особой силой работа по ликвидации неграмотности развернулась в годы первых пятилеток.

В Донбассе только в годы второй пятилетки действовали тысячи школ и пунктов ликбеза, неграмотных обучали также 30 тыс. культурармейцев, в качестве которых выступали служащие и студенты, рабочие и крестьяне. С безграмотностью как массовым явлением было покончено. Достижения в ликвидации неграмотности во многом предопределялись успехами в развитии общеобразовательной школы. В тридцатые годы был осуществлѐн переход ко всеобщему начальному, а затем и всеобщему семилетнему образованию. Из года в год увеличивались ассигнования на нужды народного просвещения. В конце тридцатых годов в Донбассе действовали 2703 школы, в которых обучались около 850 тыс. детей. Успешному решению проблемы социального обеспечения способствовали повышение материального благосостояния и улучшение культурно-бытовых условий трудящихся, постоянное увеличение расходов государства на эти цели.

В 1930-е гг. улучшалась торговля на селе. В сельские магазины, кроме водки и карамели, сельди, керосина, стали «привозить» ситец. Простояв с вечера всю ночь в очереди, колхозник мог, если повезѐт, купить 4-6 м сатина, ситца, бязи. Под сданное зерно поставлялись велосипеды, патефоны и др. В сѐлах открывались фельдшерско-акушерские пункты, укреплялись бывшие земские участковые больницы. Расширилась школьная сеть, в каждом сельсовете имелась неполная средняя (семилетняя) школа, 2-3 на район средние школы. Численность учащихся росла.