ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткий конспект лекций
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта).
Потребности могут быть:
-
естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); -
врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); -
первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); -
материальными и нематериальными.
Потребности движут человеком только в том случае, когда они осознаны и известно, что их удовлетворение — дело реальное.
Потребность становится стимулом, если ее удовлетворение упадет ниже приемлемого уровня
Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. Stimulus — заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных).
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.
Суть экономических стимуловсостоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Однако ориентация только на экономические стимулы ошибочна.
Вспомним, такие аспекты как:
-
эффект дохода и насыщения потребностей (даже престижное потребление действует лишь до определенных пределов); -
субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег; -
психология коллективных действий; -
при изменении абсолютной величины вознаграждения уровень притязаний индивида изменяется нелинейно. Сначала он повышается, однако по мере роста вознаграждения наступает своего рода феномен компенсаторского поведения. Поэтому экономическое стимулирование и не дает такого эффекта, который, казалось бы, от него можно было ожидать.
Вместе с тем, нельзя и недооценивать его роль. Так Согласно американскому исследованию Job Satisfaction and Engagement: The Road to Economic Recovery (2014 г.) сейчас в США сотрудники напрямую связывают уровень их зарплаты с ответом на вопрос, на сколько они счастливы на работе Когда сотрудников спросили о самом важном факторе, влияющем на удовлетворенность работой, 60% однозначно ответили, что это размер заработной платы. В последний раз деньги выходили на первый план в еще докризисный период, 2006-2007 год. В период кризиса зарплата находилась внизу рейтинга, возможно потому, что люди были рады уже тому, что у них в принципе есть работа. В 2012 году самым важным фактором была выбрана возможность в полной мере использовать свои навыки и способности. На втором месте находилась стабильность и уверенность в завтрашнем дне, как фактор, влияющий на удовлетворенность работой. |
Неэкономические стимулыделятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например информирование об успехах, планирование профессионального
развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе.
Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет.
Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания и т.п. в деле решения задач, стоящих
перед организацией, и включения соответствующих мотивов называется
стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.
Цель стимулирования не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено стандартными заданиями и степенью их нормативной трудности.
Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления, предлагающая такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.
Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются
действия, имеющие позитивную направленность.
При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий
с негативной направленностью, например, прогулов. Между положительным и отрицательным подкреплением существует определенная асимметрия. Отрицательное может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции, положительное — только желательные.
Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или положительных действий, происходит путем их игнорирования, и тогда они сами по себе затухают.
Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью изменения
поведения, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и достижение положительных результатов. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в должности и т.п.
В зависимости от того, что именно необходимо стимулировать (саму деятельность или ее результат), подкрепление или наказание могут быть текущими или итоговыми. Текущее подкрепление предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым
результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в будущем работать еще лучше.
Существует несколько режимов подкрепления:
-
Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном применении это обеспечивает высокую результативность, но приводит к раннему насыщению потребностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда стимулы прекращаются. -
Перемежающееся подкрепление состоит в том, что стимул следует не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно повторяющихся действий. -
Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что стимулирование
происходит за первым результатом по истечении определенного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: медленной и слабой — после стимулирующего воздействия, быстрой и сильной — непосредственно перед ним.
-
Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что стимулирующее действие следует за первым результатом по истечении
случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция.
-
Иногда целесообразным бывает даже подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.
Тема:1.1.Характеристика содержательных теорий мотивации.
Современные теории мотивации
Все существующие теории мотивации можно условно объединить в две группы:
-
Содержательные теории мотивации основываются на выявлении потребностей, которые заставляют людей действовать (теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга). -
Процессуальные теории мотивации основываются на анализе того, как ведут себя люди, что влияет на характер их поведения (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Содержательные теории мотивации
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
К числу наиболее известных теорий мотивации принадлежит иерархия потребностей человека, разработанная в 40-е годы Абрахамом Маслоу. Теория основана на том, что потребности имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека, Т.е, прежде, чем потребность следующего уровня начнет влиять на поведение человека, должна быть в основном удовлетворена потребность более низкого уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно полное удовлетворение потребностей более низкого уровня.
Маслоу отмечает:
«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
Физиологические потребности
связаны с обеспечением выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.Согласно теории Маслоу, человек работаетпрежде всего для удовлетворения своих физиологических потребностей. Формами ихреализации могут быть оплата труда, премии, пособия и т.п.
Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены и в будущем(например,системой пенсионного обеспечения, страхования от болезней, бонусами, дивидендами в видеакций фирмы- т.д.).
Социальные потребности (потребности в причастности) - это чувствопринадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанностии поддержки. Проявлением социальных потребностей является принадлежность кпредприятию, бригаде, трудовому коллективу, семье, ощущение причастности к деламфирмы и др.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, признании своейкомпетентности в чем -либо, уважении со стороны окружающих, признании человека какличности. Они удовлетворяются посредством власти над другими, обращения к индивиду засоветами, престижностью должности и т.д.
Потребности самовыражения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, развитии личности. Они могут удовлетворяться через служебный рост,возможность гордиться своей работой, овладение новыми знаниями, рост квалификации и т.п.
Поскольку с развитием человека расширяются его потенциальные возможности,потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены, а значит ипроцесс мотивации деятельности через потребности бесконечен.
Потребность становится стимулом, если ее удовлетворение упадет ниже приемлемого уровня, и возможность его повышения значительно увеличивает эффективность труда, а удовлетворенная потребность такую функцию утрачивает. В то же время удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому включению потребности более высокого уровня. При этом нужно иметь В виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.