Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература Практическое задание 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Дисциплина: Литература

Практическое задание 3

Выполнил:

Слушатель :Ерофеева Яна Алексеевна

Преподаватель: Лукашина Ольга Александровна

Задание 1. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой, выполните анализ фрагмента по предложенному плану.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично – на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья – он,

А я – до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все – равны, мне все – равно,

И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее – всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты – как рукой сняло:

Душа, родившаяся – где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей – поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если на дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

 

(М.И. Цветаева, 1934 г.)

 

План анализа.

  1. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием.

Сравнение

  1. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).


Эпитет

  1. Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)?

Рифма

  1. Что символизирует в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины и у кого из русских поэтов Серебряного века звучит ностальгическая тема?

Куст рябины является символом Родины, воспоминания о которой помогают отчаявшейся от одиночества лирической героине выжить на чужбине. В стихотворении "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." С.А. Есенина также звучит ностальгическая тема. Лирический герой подчеркивает, что, "как бы ни был красив Шираз,/ Он не лучше рязанских раздолий...", тем самым выражая свою неподдельную любовь к Родине.
Задание 2. Выполните краткий обоснованный анализ произведений М. Горького по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

Тема 2. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда?

Сюжет пьесы М. Горького “На дне” сталкивает героев с выбором: принять суровую правду или сладкую ложь?”. Нужно ли героям произведения знать истину? Ответим на этот, обратившись к одному из персонажей – Луке. Лука – тонкий психолог, именно поэтому у него получается дать надежду людям, находящимся “на дне”. Однако эта надежда пуста и безрезультатна: Анна умирает в муках, Васька отправляется на каторгу, прочие жители ночлежки тоже терпят неудачу. В этом случае правильной является позиция Сатина: “Правда – бог свободного человека!”. Обитателям дна необходима правда, чтобы, опираясь на неё, своими усилиями возвести достойную жизнь.
Тема 3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Тема 4. Каков символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни?

Тема 5. Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М. Горького «На дне»?

Задание 3.Прочитайте фрагмент из рассказа И. Бунина «Чистый понедельник», выполните анализ фрагмента по предложенному плану.

 

В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах,

тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:

 – Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.

– Могу, могу! – отвечал я. – И давайте закажем обед силен!

– Как это "силен"?

– Это значит – сильный. Как же вы не знаете? "Рече Гюрги..."

– Как хорошо! Гюрги!

– Да, князь Юрий Долгорукий. "Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: "Приди ко мне, брате, в Москову" и повеле устроить обед силен".

– Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! <…>

И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:

– Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. "Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном..."

Я шутя сделал страшные глаза:

– Ой, какой ужас!

Она, не слушая, продолжала:

– Так испытывал ее Бог. "Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние..."


И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?

(И.А. Бунин, «Чистый понедельник».)

План анализа:

  1. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как эта разница определила их дальнейшую судьбу?

На момент начала рассказа герои уже влюблены и имеют отношения, больше похожие на дружеские. Заметно, что отношения еще не перешли черту "серьезности", и, вероятно, что причина этому - странное поведение девушки. Примерно до середины рассказа совершенно непонятно читателю её поведение, однако же потом всё становится очевидно. Изначально о ней понятно немногое - она образована, богата, красива, принимаема обществом и любима таким же красивым, умным порядочным мужчиной. Из них вышла бы прекрасная пара, если бы только девушке было достаточно всего того, что она имеет. По некоторым авторским намекам понятно, что девушка интересуется религией, она даже прямо говорит: "Уйду я куда-нибудь в монастырь", читателю становится ясно, чего от жизни хочет эта девушка. Однако мужчина совершенно не понимает её. Он слишком прост и обычен для неё, а она слишком сложна и странна для него. Это объясняется разностью их духовного мира: её не хотелось иметь того, что она имела, душа ее стремилась к чему-то простому и аскетичному, а он лишь хотел быть с ней. И это непонимание между героями, их духовная разность, становится для неё решающим фактором, и хотя она его любила, уезжает в монастырь. Вся эта история заканчивается печально, но не для девушки. Остается лишь гадать, жалела ли она об этом решении, но читатель точно знает, что она жалела бы больше, останься она с ним. Вот так, по Бунину, разность духовного мира и определяет целую любовь.



  1. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?

Сравнение

  1. Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.


Диалог

  1. Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)?

Антитеза

  1. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).

Портрет