Файл: Министерство транспорта Министерство промышленности и торговли Министерство обороны.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
190-19590 (перечни устройств и оборудования, используемые при УВД, навигации, наземной и воздушной связи)
30 ПЕРСОНАЛ УВД
- ПРОЧИЕ ЛИЦА СТОРОННИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
59 ПЕРСОНАЛ ДРУГИХ СЛУЖБ ГА
5А ПЕРСОНАЛ САБ
*ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Руководство по АСОБП, 2002 г.
В10 МЕСТНОСТЬ
Тип события
- непосредственно наблюдаемые обстоятельства усложнений условий полета, опасной, аварийной или катастрофической ситуаций с ВС на земле или в полете.
(ПОТЕРЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ В ПОЛЕТЕ, ПОПАДАНИЕ ВС В ЗОНУ ОПАСНЫХ МЕТЕОЯВЛЕНИЙ, ВЫКАТЫВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП, ПРЕРВАННЫЙ ВЗЛЕТ и др.)
Типы событий приведены в Приложении 7*
.
*Руководство по информационному обеспечению АСОБП ВС ГА РФ, 2002 г
ТИПЫ СОБЫТИЙ*
*ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Руководство по АСОБП, 2002 г.
Воздушный кодекс РФ
Статья 35. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
- Летная годность гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта –
состояние гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются ФАП и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов.
В СССР нормы летной годности были реализованы в РДК, а затем в НЛГС.
После создания Авиарегистра МАК в 1991 году вместо НЛГС-3 были выпущены
авиационные правила: АП-21, 23,25, 27 и т.д.
Ожидаемые условия эксплуатации. Условия, которые известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть
в течение срока службы самолета с учетом его назначения.
Условия не включают в себя:
- экстремальные условия, встречи с которыми можно надежно избежать путем введения эксплуатационных ограничений и правил.
Эксплуатационные ограничения — условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации самолета.
Предельные ограничения — ограничения режимов полета, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.
Рекомендуемые режимы полета — режимы внутри области, определяемой эксплуатационными ограничениями, устанавливаемые в РЛЭ для выполнения полетов.
Особые ситуации
Сложные ситуации
Катастрофические
Усложнение условий полета
Аварийные
Виды полетных ситуаций
Полетная ситуация – текущее состояние АТС в полете, которое характеризуется:
- функциональным состоянием экипажа;
- работоспособностью АТ;
- условиями, параметрами и режимом полета.
Все полетные ситуации разделяются на штатные и особые.
Штатная ситуация – полетная ситуация при отсутствии воздействия на АТС
неблагоприятных (опасных) факторов.
Особая ситуация (эффект) — ситуация, возникающая в полете в результате
воздействия неблагоприятных (опасных) факторов или их сочетаний и приводящая
к снижению безопасности полета.
В зависимости от степени опасности разделяют 4 вида особых ситуаций:
Усложнение условий полета (незначительный эффект):
- незначительное ухудшение характеристик или
- незначительное увеличение рабочей нагрузки на экипаж, (например изменение плана полета).
Сложная ситуация (существенный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:
- заметным ухудшением характеристик и/или выходом одного или нескольких параметров за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений, или (и)
- уменьшением способности экипажа справиться с неблагоприятными условиями (возникшей ситуацией) как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, снижающих эффективность действий экипажа.
Аварийная ситуация (аварийный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:
- значительным ухудшением характеристик и/или достижением (превышением) предельных ограничений или(и)
- физическим утомлением или такой рабочей нагрузкой экипажа, что уже нельзя полагаться на то, что он выполнит свои задачи точно или полностью.
Катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) — особая ситуация,
для которой принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели
людей оказывается практически невозможным.
Схема возникновения и развития в полете особой ситуации
Штатная
ситуация
Особая
ситуация
Появление ОФ
Устранение ОФ
Усложнение
условий полета
УУП (УС)
Сложная
ситуация
СС
Аварийная
ситуация
АС
Катастрофическая
ситуация
КС
Событие – это итог развития изменявшихся в полете состояний
Авиационное событие
(авиационный инцидент, серьезный авиационный инцидент, авария, катастрофа)
Благополучное
завершение полета
(без последствий)
Ситуация – это состояние АТС, которое может изменяться в полете
Нормирование видов особых ситуаций и частот их возникновения
(частотный метод)
Виды особых ситуаций для ВС
Усложненная
Сложная
Аварийная
Катастрофическая
Нормы вероятности (частоты) q возникновения особых ситуаций для одного i-того функционального отказа
Не определена
∑q сс i < 10ˉ4
∑q ас i < 10ˉ6
q кс i < 10ˉ9
q ас i = 10ˉ7…10ˉ9
q сс i = 10ˉ5…10ˉ7
Мало
вероятные
Крайне мало
вероятные
Практически
невероятные
q ууп i < 10ˉ3
Менее частых
Нормы суммарной вероятности ∑q возникновения особой ситуации для ВС в целом
Не
определена
При разработке, испытаниях и производстве нового ВС обеспечивается выполнение
Норм по видам и частоте возникновения особых ситуаций в эксплуатации
- Классификация ОС не совпадает с классификацией АС, по которым оценивается
уровень безопасности полетов в эксплуатации;
- Мониторинг ОС в процессе эксплуатации не производится, ОС не выявляются
- Нормы не учитывают процесс технического совершенствования новых поколений ВС
и не учитываются;
- К особым ситуациям для оценки соответствия требованиям Норм необходимо
относить только те функциональные отказы, которые происходят в ожидаемых
условиях эксплуатации и при действиях экипажа в соответствии с РЛЭ
(т.е. фактически отказы функциональных систем ВС по конструктивным недостаткам);
и повышения достигнутых уровней безопасности полетов в зависимости от времени
начала процесса их проектирования, производства и эксплуатации.
Частотный метод нормирования имеет следующие недостатки:
Неблагоприятные (опасные) факторы и их сочетания
УУП
СС
АС
КС
Авиационный
инцидент
Без последствий
Серьезный
авиационный
инцидент /
Авария
Катастрофа
Время полета
АИ
АП
Предлагаемая взаимосвязь понятий
«особые ситуации» и «авиационные события»
ШС
t
Прецедент?