Файл: Министерство транспорта Министерство промышленности и торговли Министерство обороны.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


190-19590 (перечни устройств и оборудования, используемые при УВД, навигации, наземной и воздушной связи)

30 ПЕРСОНАЛ УВД
  • ПРОЧИЕ ЛИЦА СТОРОННИХ

  • ОРГАНИЗАЦИЙ

59 ПЕРСОНАЛ ДРУГИХ СЛУЖБ ГА

ПЕРСОНАЛ САБ

*ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Руководство по АСОБП, 2002 г.

В10 МЕСТНОСТЬ

Тип события

- непосредственно наблюдаемые обстоятельства усложнений условий полета, опасной, аварийной или катастрофической ситуаций с ВС на земле или в полете.

(ПОТЕРЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ В ПОЛЕТЕ, ПОПАДАНИЕ ВС В ЗОНУ ОПАСНЫХ МЕТЕОЯВЛЕНИЙ, ВЫКАТЫВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП, ПРЕРВАННЫЙ ВЗЛЕТ и др.)

Типы событий приведены в Приложении 7*

.

*Руководство по информационному обеспечению АСОБП ВС ГА РФ, 2002 г

ТИПЫ СОБЫТИЙ*

*ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Руководство по АСОБП, 2002 г.

Воздушный кодекс РФ

Статья 35. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
  • Летная годность гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта –

  • состояние гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.

    2. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются ФАП и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов.

В СССР нормы летной годности были реализованы в РДК, а затем в НЛГС.

После создания Авиарегистра МАК в 1991 году вместо НЛГС-3 были выпущены

авиационные правила: АП-21, 23,25, 27 и т.д.

Ожидаемые условия эксплуатации. Условия, которые известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть

в течение срока службы самолета с учетом его назначения.

Условия не включают в себя:
  • экстремальные условия, встречи с которыми можно надежно избежать путем введения эксплуатационных ограничений и правил.

  • Эксплуатационные ограничения — условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации самолета.

    Предельные ограничения — ограничения режимов полета, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.

    Рекомендуемые режимы полета — режимы внутри области, определяемой эксплуатационными ограничениями, устанавливаемые в РЛЭ для выполнения полетов.


















Особые ситуации

Сложные ситуации

Катастрофические

Усложнение условий полета

Аварийные

Виды полетных ситуаций

Полетная ситуация – текущее состояние АТС в полете, которое характеризуется:

- функциональным состоянием экипажа;

- работоспособностью АТ;

- условиями, параметрами и режимом полета.

Все полетные ситуации разделяются на штатные и особые.

Штатная ситуация – полетная ситуация при отсутствии воздействия на АТС

неблагоприятных (опасных) факторов.

Особая ситуация (эффект) — ситуация, возникающая в полете в результате

воздействия неблагоприятных (опасных) факторов или их сочетаний и приводящая

к снижению безопасности полета.

В зависимости от степени опасности разделяют 4 вида особых ситуаций:

Усложнение условий полета (незначительный эффект):

- незначительное ухудшение характеристик или
  • незначительное увеличение рабочей нагрузки на экипаж, (например изменение плана полета).

Сложная ситуация (существенный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:
  • заметным ухудшением характеристик и/или выходом одного или нескольких параметров за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений, или (и)
  • уменьшением способности экипажа справиться с неблагоприятными условиями (возникшей ситуацией) как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, снижающих эффективность действий экипажа.

Аварийная ситуация (аварийный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:
  • значительным ухудшением характеристик и/или достижением (превышением) предельных ограничений или(и)
  • физическим утомлением или такой рабочей нагрузкой экипажа, что уже нельзя полагаться на то, что он выполнит свои задачи точно или полностью.

Катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) — особая ситуация,

для которой принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели

людей оказывается практически невозможным.

Схема возникновения и развития в полете особой ситуации

Штатная

ситуация

Особая

ситуация

Появление ОФ

Устранение ОФ

Усложнение

условий полета

УУП (УС)

Сложная

ситуация

СС

Аварийная

ситуация

АС

Катастрофическая

ситуация

КС



Событие – это итог развития изменявшихся в полете состояний

Авиационное событие

(авиационный инцидент, серьезный авиационный инцидент, авария, катастрофа)

Благополучное

завершение полета

(без последствий)

Ситуация – это состояние АТС, которое может изменяться в полете

Нормирование видов особых ситуаций и частот их возникновения

(частотный метод)

Виды особых ситуаций для ВС

Усложненная

Сложная

Аварийная

Катастрофическая

Нормы вероятности (частоты) q возникновения особых ситуаций для одного i-того функционального отказа

Не определена

∑q сс i < 10ˉ4

∑q ас i < 10ˉ6

q кс i < 10ˉ9

q ас i = 10ˉ7…10ˉ9

q сс i = 10ˉ5…10ˉ7

Мало

вероятные

Крайне мало

вероятные

Практически

невероятные

q ууп i < 10ˉ3

Менее частых

Нормы суммарной вероятности ∑q возникновения особой ситуации для ВС в целом

Не

определена

При разработке, испытаниях и производстве нового ВС обеспечивается выполнение

Норм по видам и частоте возникновения особых ситуаций в эксплуатации

- Классификация ОС не совпадает с классификацией АС, по которым оценивается

уровень безопасности полетов в эксплуатации;
  • Мониторинг ОС в процессе эксплуатации не производится, ОС не выявляются

  • и не учитываются;

    - К особым ситуациям для оценки соответствия требованиям Норм необходимо

    относить только те функциональные отказы, которые происходят в ожидаемых

    условиях эксплуатации и при действиях экипажа в соответствии с РЛЭ

    (т.е. фактически отказы функциональных систем ВС по конструктивным недостаткам);
  • Нормы не учитывают процесс технического совершенствования новых поколений ВС

  • и повышения достигнутых уровней безопасности полетов в зависимости от времени

    начала процесса их проектирования, производства и эксплуатации.

Частотный метод нормирования имеет следующие недостатки:

Неблагоприятные (опасные) факторы и их сочетания

УУП

СС

АС

КС

Авиационный

инцидент

Без последствий

Серьезный

авиационный

инцидент /

Авария

Катастрофа

Время полета

АИ

АП

Предлагаемая взаимосвязь понятий

«особые ситуации» и «авиационные события»

ШС

t

Прецедент?