Файл: Письменное задание дисциплина Русский язык и культура общения, часть 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ
Дисциплина: Русский язык и культура общения, часть 1
Выполнил:
Коробейников Игорь Владиславович
Группа: Югп3,4т-оз1122(2)
Проверил (а)
____________________________
Дата _____ ______ ________г
Омск 2023
Письменные задания
1. Письменное задание «Функции языка»:
Заполните таблицу, проиллюстрировав базовые и второстепенные функции языка примерами из художественной, научной или публицистической литературы. Допускаются также примеры из кинематографа или анимации. Каждый случай реализации той или иной функции необходимо сопроводить собственным комментарием. Ссылка на источник и автора художественного произведения, научного издания, текста из периодической печати, кино- или мультипликационного фильма обязательна. Должны быть заполнены все графы таблицы.
|
|
| |||
КОГНИТИВНАЯ | «Поскольку объектом механики являются простые системы, постольку с целью применения методов механики для управления социальными системами, являющимися сложными и динамическими, эти системы неизбежно упрощались. Такое механическое упрощение затронуло практически все сферы человеческой активности, включая даже духовную культуру» (С.Ф. Денисов. Сциентизм в метафизике: монография. Омск, 2011) | Указанный пример из научной монографии (по истории и философии науки) демонстрирует реализацию когнитивной (познавательной) функции, так как: 1) язык здесь выступает как важнейшее средство получения новых знаний о действительности; 2) язык напрямую связан с мыслительной деятельностью человека: слова выступают как средства создания понятия. | |||
ФАТИЧЕСКАЯ | «...Дело в том, что, говоря о погоде, мы говорим вовсе не о ней. Разговор о погоде — это форма речевого этикета, призванная помочь нам преодолеть природную сдержанность и начать общаться друг с другом по-настоящему. Например, всем известно, что фразы «Чудесный день, вы не находите?», «Холодновато сегодня, правда?», «Что, все еще дождь идет, надо же!» (Кейт Фокс. Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения. — Hodder and Stoughton, 2004) | Указанный пример демонстрирует реализацию фатической (контактно-устанавливаемой) функции, целью которой является наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. | |||
ЭМОТИВНАЯ | Я не считаю возможным это сделать! Уверен в успехе наших планов! Ах, какое счастье! https://studme.org/83486/menedzhment/funktsii_kommunikatsii | Указанный пример демонстрирует реализацию эмотивной функции, целью которой является эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью: интонаций, междометий речи, использование слов с коннотацией. | |||
КОНАТИВНАЯ | Не влезай, убьет! Немедленно вымой руки! https://studme.org/83486/menedzhment/funktsii_kommunikatsii | Указанный пример демонстрирует реализацию конативной функции, целью которой является выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений. | |||
АПЕЛЛЯТИВНАЯ | «Муля не нервируй меня!» (фильм 1940 Подкидыш) | Указанный пример демонстрирует реализацию апеллятивной функции целью, которой является побуждение слушающего к совершению действия | |||
АККУМУЛЯТИВНАЯ | Например, слово «Бог» хранит для нас представления о нравственности, сложившиеся до научного познания категории нравственности. Ушедшее из действительности явление «КПСС» сохранилось в соответствующем слове. https://helpiks.org/1-122674.html | Указанный пример демонстрирует реализацию аккумулятивной функции целью, которой является собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека | |||
МЕТАЯЗЫКОВАЯ | Иначе говоря, вы отказываетесь? Вы имеете в виду, что я лгу? https://studme.org/87248/literatura/osnovnye_funktsii_yazyka | Указанный пример демонстрирует реализацию метаязыковой (языковой комментарий) функции. Выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств. | |||
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ | Целую неделю я гляжу на полосу бледного неба меж высокими берегами, на белые склоны с траурной каймой, на «пади» (ущелья), таинственно выползающие откуда-то из тунгусских пустынь (В.Г. Короленко) | Указанный пример демонстрирует реализацию эстетической функции, которая направлена на эстетическое воздействие на человека. Она связана с выражением чувства прекрасного гармонией между содержанием и формой |
2. Письменное задание «Литературный язык и внелитературные формы национального языка»:
Подберите не менее пяти слов любых частей речи, которые могут быть представлены: 1) литературным (нормативным, закрепленным) вариантом; 2) просторечной формой; 3) диалектными аналогами: (a) территориальным и b) социальным). Впишите все случаи употребления найденных вами словоформ в соответствующие ячейки таблицы. Обязательно используйте авторитетные толковые словари (под ред. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и др.), а также справочники по различным социолектам (школьному, студенческому, военному, спортивному и т.д.) и русским говорам.
№ п\п | Литературный вариант | Просторечная форма | Диалектные аналоги | |
территориальный | социальный | |||
| еда | харчи | артиль (вологодск.) | хавчик (студенческ.) |
| мама | мать | мамо (украинск.) | предок (молодёж.) |
| зонт | зонтик | парасоль (франц.) | купол (молодёж.) |
| картофель | картошка | бульба (белорус.) | картоха (студенческ.) |
| деньги | денюшка | гроши (польск.) | бабло (молодёж.) |
3. Письменное задание «В мире фразеологии»:
ЯКО, РАЗВОДИТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, БАРАБАНЩИК, КУРИЦА, В, ХУЖЕ, АНТИМОНИЮ, МОКРАЯ, КОЗЫ, ТАТЬ, ОТСТАВНОЙ, УБЕРНАТОРСКОГО, НОЩИ
Перед вами – случайный набор словоформ самых разных частей речи. Однако в этом, хаотичном на первый взгляд, лексическом массиве «спрятаны» фразеологизмы, которые когда-то были очень известны, а сейчас перешли в разряд малоупотребительных. Путем комбинации сложения некоторых слов из представленного списка восстановите эти фразеологические сочетания, а затем раскройте их семантику (значение) и этимологию (происхождение). Полученные результаты впишите в таблицу (у вас должно получиться 5 фрази-сочетаний).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | СЕМАНТИКА (ЗНАЧЕНИЕ) | ЭТИМОЛОГИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ |
Отставной козы барабанщик | Человек, занимающий несерьезную должность | Так в XIX веке называли людей без определенного рода деятельности, а порой и просто маленьких или забытых людей, которые кое-как кормятся какими-нибудь случайными и никому не нужными делами. |
Мокрая курица | Никчемный человек | Оборот - часть пословицы «мокрая курица, а тоже петушится». Происхождение прозрачно: вид курицы, попавшей под дождь, жалок и непригляден |
Положение хуже губернаторского | Затруднительное положение | 1. Выражение восходит к указу Павла I о взыскании убытков в случае ограбления почты с губернатора данной губернии, изданному им в 1800 г. в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ вызвал настоящий переполох среди губернаторов. 2. Выражение взято из коневодческого жаргона. Губернатором там назывался самец-пробник, которого припускали к кобыле для ее раздражения перед случкой с породистым производителем. Фразеологизм возник в результате каламбурного переосмысления по омонимическому сходству. |
Яко тать в нощи | Неожиданно, внезапно | Выражение восходит к церковно-славянскому тексту первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Тать — устаревшее «вор». Святотатство — первоначально «кража церковного имущества». |
Разводить антимонию | Вести пустые, излишне долгие и отвлекающие от чего-либо серьёзного разговоры. Проявлять излишнюю мягкость, снисходительность в отношениях с кем-либо | 1. Алхимики вели долгие споры относительно лечебных свойств сурьмы, т. е. «разводили антимонию». 2. Выражение происходит от долгого и нудного процесса разведения и растирания лекарственных веществ, одним из которых являлась сурьма, в гомеопатии. 3. Слово «антимония» в этом обороте представляет собой искажённую форму слова «антиномия» (т. е. неразрешимое противоречие). |
4. Письменное задание «Нормы произношения иностранных слов»:
Как известно, некоторые иноязычные слова в русском языке имеют свои орфоэпические особенности, отличные от общепринятых норм. Найдите не менее 10-ти примеров:
1) твердого произношения согласных перед гласным, обозначенным буквой «Е»;
2) четкого (нередуцированного) произношения «О» в безударном положении.
Внесите найденные вами лексемы в две колонки и оформите принципы звучания гласных и согласных в данных словах по представленному ниже образцу.
Используйте в ходе выполнения работы различные словари иностранных слов и орфоэпические словари.
№ п\п | ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ | |
ТВЕРДОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД «Е» | ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ «О» В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ | |
1 | амбре́ [амбрэ́] | б[о]рдо' |
2 | полонез [палан’эс] | д[о]сье' |
3 | апартеид [апарт’эит] | п[о]э'зия |
4 | рейтинг [р’эй’т’инк] | п[о]э'т |
5 | Декарт [д’`экарт] | р[о]к[о]ко' |
6 | Вольтер [вал’т’эр] | ф[о]йе' |
7 | Гё[тэ], [г’от’э] | ф[о]рпо'ст |
8 | Роден [рад’эн] | ш[о]ссе' |
9 | Интернет [ин’т’ирн’эт] | Р[о]де'н |
10 | Отель [ат'эл'] | Ш[о]пе'н |
5. Письменное задание «Абстрактная и конкретная лексика»:
Приведите примеры абстрактной и конкретной лексики в русском языке (по 5 – на каждую группу). Составьте (самостоятельно) сложные предложения любого типа с каждой из лексем.
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| |