Файл: Диалога и диалектических.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной особенностью отношения человека к миру выступает творчество. Оно проявляется в различных сферах человеческой деятельности. Творчество - это механизм приспособления человека к изменениям условий. Он дает возможность создавать и реализовывать нестандартные решения. Это обеспечивает выживание и развитие человека как биологического вида и социального существа. Творчество дополняет и организует чувственное и рациональное познание.

Творчество было предметом изучения в различных философских учениях со времен античности. Платон был новатором письменного диалога и диалектических форм в философии. Его самый известный вклад - теория идей, познаваемых умозрением, в которой Платон представляет решение проблемы универсалий, известное как платонизм (также неоднозначно называемый либо платоновским реализмом, либо платоновским идеализмом). Он также является эпонимом платонической любви и платоновых тел.

В эпоху средневековья творческая способность приписывалась Богу, а человек рассматривался как лучшее его творение. Августин Блаженный раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. Августин считал, что главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка. Он сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век. В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате “О невежестве собственном и многих других” он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость. В нём проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое
подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Основоположником немецкой классической философии подавляющее большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй половины XVIII в. Иммануила Канта. В это время произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. На смену механике пришла химия как наука о качественных превращениях природных веществ, а также новые разделы физики, быстро прогрессировали биологические дисциплины, которые все больше продвигались к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения. В наиболее значимой работе “Всеобщая естественная история и теория неба” Кант сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.

В русской философии ярким представителем можно назвать Петра Яковлевич Чаадааева, философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Для понимания творчества Чаадаева следует учитывать пережитые им кризисы личности. В годы до 1823-го у Чаадаева произошёл первый духовный кризис - в сторону религиозную. Чаадаев, и до того времени много читавший, увлёкся в это время мистической литературой; особенное влияние имели на него сочинения Юнга-Штиллинга. Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной напряжённости, и ему пришлось уехать за границу. По возвращении Чаадаев был арестован, но вскоре освобождён и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис - на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень сложную мыслительную работу. В эти годы полнейшего уединения у Чаадаева сложилось всё его

философское и религиозное мировоззрение, нашедшее своё выражение в ряде этюдов, написанных в форме писем.

Проблемы творчества относится к числу самых классических тем в философии. Многие мыслители называли творчество тайной, разгадка которой будет всегда ускользать от человека. В каждый период творчество различных представителей менялось, а именно мистические представления уступили место реалистическим, уделяющим основное внимание взаимодействию человека не с высшими силами, а с самим собой и себе подобными.