Файл: Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде»
I. Определение аддиктивного поведения
В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса многие подростки прибегают к стратегиям аддиктивного (зависимого) поведения, что напрямую отражается на процессе социализации. Именно профилактика такого поведения и стала важной целью исследований и экспериментов многих учёных.
Прежде всего, профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде – это поиск программ, методов и приёмов работы с учащимися по профилактике аддикций в условиях образовательного учреждения, направленных на формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций, а также личностных свойств и качеств
(психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает в себя разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий. Сюда также относятся пропаганда вреда табакокурения, алкоголизма, наркомании и пр.
II. Проявления аддиктивного поведения у детей и подростков в образовательной среде
Установкой жизни подростка-аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными.
Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть
«здоровым образом жизни». В настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков:
• Употребление алкоголя, никотина.
• Употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды.
• Участие в азартных играх, включая компьютерные.
• Сексуальное аддиктивное поведение.
• Переедание или голодание.
• Телевизор, длительное прослушивание музыки, главным образом, основанной на низкочастотных ритмах.
• Религия, сектантство.
• Нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези».
III. Последствия аддиктивного поведения
По мере развития зависимого поведения эмоциональные отношения с близкими людьми теряют свою значимость, аддиктивная личность отгораживается от семьи и друзей плотной стеной отчуждения и погрязает в своих пристрастиях. Как результат такого поведения – социальная дезадаптация. Первостепенное место в жизни занимает зависимость.
У человека наблюдается снижение критичности к негативным последствиям аддикции, от любых попыток уговорить его осознать свои поступки он отвечает фразами «все нормально», «я вполне могу себя контролировать, никакой зависимости нет», «я не алкоголик, не наркоман, не игрок, захочу – брошу».
Наблюдается азоногнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания. Если Вам знакома эта ситуация, значит Вашему близкому необходима коррекция аддиктивного поведения.


IV. Лечение
Терапевтическая методика выбирается с учетом разновидности аддикции. Если аддиктивная практика связана с приемом психотропных веществ или алкоголя, то лечение состоит из нескольких этапов:
• детоксикации организма;
• приема лекарственных средств;
• реабилитационных мероприятий;
• ресоциализации.
Важное значение имеет психотерапия. Это обязательная часть процесса восстановления. Она применяется и при поведенческих аддикциях, когда зависимость формируется на психологическом уровне.
Большую роль играет эмоциональный климат в семье. Поэтому методы семейной психотерапии оказываются эффективными в борьбе с зависимостями. Формирование аддикции часто происходит на глазах родственников. Поэтому наладить отношения внутри семьи – одна из первоочередных задач психотерапевтического лечения.
В рамках когнитивно-поведенческой психотерапии больной совместно с лечащим врачом работает над изменениями поведенческих реакций, эмоций и стереотипов мышления.
V. Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде
При разработке и реализации программ необходимо уделять внимание индивидуально-психологическим особенностям подростков и молодежи, их внутреннему миру, ценностям, потребностям и мотивам, обстоятельствам и действиям. Профилактика аддиктивного поведения учащихся должна строиться не на запретах и развитии страхов перед предметами аддикции, а на пропаганде ЗОЖ. Транслируемая информация должна опираться на идеи позитивной профилактики, т. е. не стоит запугивать подростков проблемами и последствиями аддиктивного поведения, а формировать у них жизненные навыки, позволяющие им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды. В таком случае подросток является не наблюдателем, а заинтересованным лицом в поддержании собственного здоровья и психического благополучия. В целом профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость: школа, колледж, вуз представляют собой уникальную и важную «площадку» для принятия мер по профилактике. При этом стоит учесть, что профилактическая деятельность обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников и родителей.