Файл: Исследование компании We Are Social (2020) показало, что среднестатистический житель планеты проводит ежедневно в интернете около 7 часов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крылова Е.А.
Меняется ли человек в эпоху интернета
Первое, что замечают все и на что обращают внимание - интернет изменил внешнюю, вещную жизнь человека. Действительно, говоря о новых технологиях, следует помнить: причина развития большинства современных технологий - интернет.
Интернет - первопричина всех современных изменений. Не было бы онлайн магазинов, удаленной работы в таком масштабе как сейчас, если бы не интернет. Не нужны были бы смартфоны с новейшими и лучшими камерами, если бы интернет не породил социальные сети. Не нужна была бы современным смартфонам новейшая защита данных, если бы в них не содержалась бы информация о человеке: от личных фотографий до паспортных данных и банковских карт. Все это стало возможно только благодаря интернету.
Исследование компании We Are Social (2020) показало, что среднестатистический житель планеты проводит ежедневно в интернете около 7 часов.
Но человек ведь нечто большее, чем одежда, бытовая техника и существо, живущее в "умном доме". Существуют цели и потребности, мотивы и ценности, которые определяют поведение человека.
И в этом человек тоже изменился. Не из-за интернета как конкретной технологии, но из-за всего, что породил интернет: искусственный интеллект, онлайн-доступ к различным сервисам (работа, банкинг, магазины), социальные сети.
Поведение, цели и ценности большинства людей формируются под влиянием новых технологий и интернета. Под интернетом следует понимать информационные продукты (блоги, социальные сети), видеохостинги, онлайн-игры и приложения, которые развиваются на платформе интернета.
Но интернет в целом и современные технологии изменили отношение и поведение человека. Если раньше режим дня человека в основном определялся режимом работы, затем свой вклад в регулирование режима дня внесло телевидение - возникло понятие "прайм-тайм" - время наибольшей активности телезрителей. После чего наступало "затишье" - большинство людей, посмотрев любимые фильмы и телепередачи, отходило ко сну.
Сегодня круглосуточный доступ в интернет изменил характер потребления массовой информации, и развлекательного контента.
Возможность просмотра фильмов и сериалов, доступ к играм и социальным сетям в любое время и в неограниченном количестве привели к тому, что человек готов отказаться от сна - ради ещё одной серии сериала, ради того, чтобы посмотреть ещё одно видео в социальных сетях.
Такой человек напоминает ребенка, который не может устоять перед сладким подарком: он может знать и осознавать, что ещё одна конфета будет для него вредной, но не может остановиться. Так и взрослый жертвует сном, жертвует отдыхом и в результате - здоровьем, ради ещё одной "конфеты" - развлекательного контента в сети интернет.
Конечно, это касается не всех, ведь по исследованиям We Are Social, представившим доклад Digital 2020, 3,2 млрд человек не подключены к интернету. Но мы говорим о "среднем" пользователе интернета, о "человеке из массы" - и для такого человека приведенная выше характеристика будет верной.
Изменился и характер социальных потребностей - в общении, заботе, безопасности.
Сегодня поколение, живущее в интернете (а это уже отнюдь не только молодые люди) можно разделить на два лагеря: те, кто с помощью интернета активно удовлетворяет свои потребности в общении и те, кто минимизирует социальные контакты, в том числе, в сети. И те, и те - одиночки. Вообще, современный мир - это мир одиночек:
Общаться можно в социальных сетях, не обязательно встречаться лично.
Фильмы, концерты, театральные постановки, мировые музеи можно построить онлайн (особенно это стало актуально в период пандемии коронавируса).
Еду из кафе и ресторанов можно заказать на дом.
Работать можно на дому.
Все это признаки современной жизни. И все они ведут к тому, что человек социально дистанцируется от других людей. Таким образом, интернет приводит к одиночеству. Но одиночеству не всегда самодостаточному.
Потребность в самоуважении и признании уже не столь актуальна для многих людей. Самоуважение - черта сильного человека, обладающего волей и рядом качеств.
Одиночество и замкнутость в своем мире ведёт к тому, что потребность в признании ошибочно путают с желанием всем нравиться и оправдывать чьи-то надежды. Среди блогеров-псевдопсихологов сейчас модно давать советы "живи для себя, не обращай внимание на чужое мнение". Увы, для человека нормально стремиться к общественной оценке своих значимых в обществе качеств и успехов, но современный человек путает эту оценку с оценкой внешности и поведения. И живёт, не обращая внимания на мнения окружающих, но подпитываясь умными копипастами псевдопсихологов из блогов.
Зато в эпоху интернета возраста роль самоактуализации. Самоактуализация современного человека тоже ушла в интернет - в социальные сети. И здесь тоже руководят тренды, зачастую противоречивые: красивая жизнь, счастливая семья (в интерьере фотостудии), вечная любовь, депрессия, скука, усталость от работы, есть даже сезонные тренды.
Человек черпает представление о жизни из социальных сетей, фильмов и рекламы.
Стакан кофе из кофейни - тренд.
Поход в театр - тренд.
Занятия спортом - тренд.
Здоровое питание - тренд.
То, чего нет в социальных сетях - не было в действительности.
Таким образом, можно утверждать, что изменились цели и ценности человека. Изменились не собственно из-за интернета - а из-за потребительского характера популярных трендов, инфантилизма, слабой воли. Как отмечает аналитик компании "Доктор Веб" Павел Шалин, люди, "живущие в Интернете", легко верят в любую опубликованную там чушь, какой бы нелепой она не была. Это ещё один признак инфантильности.
Изменения, которые принес в жизнь человека интернет, нельзя однозначно обозначить знаком "плюс" или "минус". Если в плане технологий, облегчающих жизнь, работу, доступ к информации, интернет существенно улучшил качество жизни, способствовал увеличению свободного времени, то он же предоставил возможности для заполнения свободного времени - на любой вкус. Однако, большинство людей предпочитает развлекательный контент, который не требует напряжения ума. Погружение в мир "поиска" любой информации ведёт к развитию клипового мышления, снижает концентрацию внимания.
Пандемия коронавируса и вынужденная самоизоляция, по словам психолога Е. Миулиной, доказали, что человек при наличии свободного времени и интернета предпочтет простейшие развлечения (причем кино и сериалы считаются психологом лучшим вариантом; переход на короткие ролики и "мемы" говорит о большем регрессе), а не саморазвитие, повышение квалификации, хобби.
Современный человек все больше дистанцируется от общества, даже продолжая общаться с "друзьями" в социальных сетях. Клиповое мышление, отсутствие воли делают человека лёгкой добычей для мошенников.
Следует отметить, что эпоха интернета не привела к развитию новых черт в человеке, а только позволила "освободить" слабости и недостатки. Благодаря интернету пропала необходимость занимать себя хобби, придумывать новые интересные занятия, знакомиться с людьми, куда-то ходить.